Формирование социальной компетентности младшего школьника в групповой форме работы на уроке окружающего мира
Объект исследования: образовательный процесс в начальной школе. Предмет исследования: формирование социальной компетентности младшего школьника средствами групповой работы.
Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность формирования социальной компетентности младшего школьника в групповой форме работы. Гипотеза: формирование социальной компетентности младшего школьника в групповой форме работы будет успешным, если организовывать работу в группах сменного состава.
Задачи: 1) Раскрыть сущность и содержание понятия «социальная компетентность» и выявить особенности ее формирования в младшем школьном возрасте. 2) Рассмотреть роль групповой формы работы в формировании социальной компетентности младшего школьника.
3) Выявить уровни сформированности социальной компетентности младшего школьника. 4) Разработать серию уроков с использованием групповой формы работы, направленной на формирование социальной компетентности, и апробировать их на практике.
Социальная компетентность- владение когнитивными, эмоциональными и моторными способами поведения, которые в определенных социальных ситуациях ведут к долгосрочному благоприятному соотношению положительных и отрицательных следствий. У. Пфингстен и Р.Хинтч
Структура социальной компетентности Когнитивный компонент Поведенческий компонент Мотивационно- эмоциональный компонент
Структура социальной компетентности Принятие общественных норм (потребностей, требований, реалий) конкретного социума, стремление к его пониманию. Осознание необходимости расширения (или наличия у себя широкого диапазона) социальных знаний-умений с целью достижения высокого уровня адаптивности.
Осмысление и адекватная оценка, соотнесение конкретных социальных условий и своих возможностей по достижению предполагаемого результата в данной ситуации. Толерантность по отношению к партнерам по общению.
Умение (способность, готовность) актуализировать свой личностный опыт применительно к конкретной социальной ситуации. Определение и выбор возможных и наиболее эффективных способов деятельности, вариантов поведения. Готовность к принятию личной ответственности за выбор собственного поведения в ситуации социального взаимодействия.
Особенности социальной компетентности в младшем школьном возрасте сопереживание сверстнику; стремление помочь другому ребенку; динамичность нравственных представлений; усвоение моральных норм; формирование нравственной мотивации.
Групповая работа - это форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке,предполагающая функционирование разных малых групп,работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога.
Наиболее эффективными для формирования социальной компетентности является разновидность групповой формы работы – работа в группах сменного состава.
Групповая форма работы способствует саморегуляции поведения в среде сверстников способствует формированию среды общения осуществляет подготовку к самостоятельной и ответственной деятельности способствует успешной социализации ребенка в обществе
Каналы коммуникаций Фронтальная Радиальная Цепная Круговая Полная
Результаты констатирующего этапа эксперимента
Результаты контрольного этапа эксперимента
Результаты констатирующего и контрольного этапов эксперимента
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!