НАЦИОНАЛЬНАЯ КОМИССИЯ ПО МОДЕРНИЗАЦИИ Рабочая группа по формированию подотчетного государства ПЛАН НАЦИИ. Шаг 98 На уровне сельского округа, села, поселка, города районного значения БУДЕТ ВНЕДРЯТЬСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ. В областных центрах и городах республиканского значения будут работать механизмы участия граждан в обсуждении проектов соответствующих бюджетов Астана, 2015 г.
Конституция Республики Казахстан (ст. 89) Стратегия «Казахстан-2050» Закон РК от 23 января 2001 года «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан» Концепция развития местного самоуправления в Республике Казахстан Бюджетный кодекс Налоговый кодекс Правовая основа местного самоуправления (МСУ) в Казахстане 2 Астана, 2015 – Национальная комиссия по модернизации Рабочая группа по формированию подотчетного государства ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО БЮДЖЕТА МСУ
Республиканский бюджет -1 Областной бюджет - 14 Бюджет города республиканского значения - 1 Бюджет столицы - 1 Бюджет района – 160 Бюджет городов областного значения - 37 Города районного значения, села, поселки, сельские округа не имеют самостоятельного бюджета и финансируются из бюджета района (города областного значения) – Бюджетная система Республики Казахстан I уровень II уровень III уровень 3 Астана, 2015 – Национальная комиссия по модернизации Рабочая группа по формированию подотчетного государства ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО БЮДЖЕТА МСУ
Районный бюджет Аппараты акимов МСУ (города районного значения, сельские округа, села, поселки) не имеют собственного бюджета и финансируются из районного бюджета по 19 бюджетным программам 19 бюджетных программ (в 2014 году 72,4 млрд. тенге) Контрольный счет наличности (КСН) (на г. 587 млн. тенге) Поступления местных налогов (около 26 млрд. тенге в год) ИПН с доходов, не облагаемых у источников выплаты (ИП) – из областного и районного бюджета налог на имущество физических лиц налог на транспортные средства физических лиц земельный налог с физических лиц на земли населенных пунктов трансферты Собственные доходы плата за размещение наружной рекламы штрафы за административные правонарушения сдача в аренду коммунального имущества, переданного в управление сельским акимам добровольные сборы физических и юридических лиц Бюджетный счет (19 программ) С апреля 2015 г. С 2013 г. Средства КСН распределяются сходом и собранием местного сообщества ! Действующая схема финансирования расходов аппаратов акимов города районного значения, поселка, села, сельского округа Астана, 2015 – Национальная комиссия по модернизации Рабочая группа по формированию подотчетного государства ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО БЮДЖЕТА МСУ 4
Опыт стран ОЭСР (Чешская Республика) Исполнение бюджета Муниципальный совет Староста Бюджет Муниципалитета Налоги, перечисляемые из госбюджета Специальные субвенции (в том числе на капитальные затраты) Субвенции и дотации Средняя численность населения в муниципалитетах составляет 1500 человек Административно- территориальное деление : - Края - Регионы - Муниципалитеты Местные сборы Неналоговые доходы МСУ Муниципальный Парламент (Утверждение бюджета и принятие отчета об исполнении ) Астана, 2015 – Национальная комиссия по модернизации Рабочая группа по формированию подотчетного государства ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО БЮДЖЕТА МСУ 5
Опыт стран ОЭСР (Польша) Совет гмины (утверждение бюджета и принятие отчета об исполнении ) Вуйт исполнение бюджета Гминное управление Гминные организации Бюджет гмины Собственны е доходы Целевые дотации Общие субвенции С редняя численность населения гмины – 7 тыс. чел. сельский округ – 2 тыс. чел. Административно- территориальное деление Польша: воеводство повет гмина Казахстан: область район сельский округ Астана, 2015 – Национальная комиссия по модернизации Рабочая группа по формированию подотчетного государства ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО БЮДЖЕТА МСУ 6
Бюджет МСУ Предложения по формированию самостоятельного бюджета города районного значения, поселка, села, сельского округа (местного сообщества) 1 этап - подготовительный 2 этап - утверждение бюджета маслихатом района (по согласованию с местным сообществом) 3 этап – утверждение представительным органом МСУ 1 этап - подготовительный 2 этап - утверждение бюджета маслихатом района (по согласованию с местным сообществом) 3 этап – утверждение представительным органом МСУ Аким исполнение бюджета Налоговые поступления Неналоговые поступления собственные доходы Субвенция из районного бюджета Целевые трансферты из вышестоящего бюджета Численность населения Кол-во местных сообществ до 500 чел. 161 от 500 до 2000 чел от 2000 до 5000 чел. 612 от 5000 до чел. 246 свыше чел. 193 Астана, 2015 – Национальная комиссия по модернизации Рабочая группа по формированию подотчетного государства ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО БЮДЖЕТА МСУ 7
Низкая доходная база и неравномерность налоговых поступлений Отсутствие механизма утверждения и исполнения самостоятельного бюджета МСУ Отсутствие коммунальной собственности МСУ Слабый кадровый потенциал органов местного самоуправления Основные проблемы Астана, 2015 – Национальная комиссия по модернизации Рабочая группа по формированию подотчетного государства ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО БЮДЖЕТА МСУ 8
1. Низкая доходная база и неравномерность налоговых поступлений Передача в 2016 году дополнительно двух налогов - на транспорт и земельного налога с юридических лиц Укрупнение, в перспективе, административно-территориальных единиц с целью увеличения потенциала местного самоуправления (с обеспечением дистанционного доступа населения к получению услуг в отдаленных населенных пунктах) Пути решения Предлагаемые подходы Проблемы Астана, 2015 – Национальная комиссия по модернизации 9 Рабочая группа по формированию подотчетного государства ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО БЮДЖЕТА МСУ
2. Отсутствие механизма утверждения и исполнения самостоятельного бюджета МСУ 1 этап ( годы подготовительный) Накопление опыта и совершенствование механизма согласования плана доходов и расходов КСН, обсуждения бюджетных программ на Собрании МСУ 2 этап (с 2018 года) Утверждение самостоятельного бюджета МСУ маслихатом района Возложение обязанностей исполнительного органа на аппарат акима 3 этап (после 2020 года) Рассмотрение вопроса создания представительного органа МСУ Предлагаемые подходы Пути решения Проблемы Астана, 2015 – Национальная комиссия по модернизации 10 Рабочая группа по формированию подотчетного государства ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО БЮДЖЕТА МСУ
3. Отсутствие коммунальной собственности МСУ Законодательно ввести институт коммунальной собственности МСУ, состоящей из средств самостоятельного бюджета и имущества. Внести соответствующие изменения и дополнения в закон о госимуществе. Предлагаемые подходы Пути решения Проблемы Астана, 2015 – Национальная комиссия по модернизации Рабочая группа по формированию подотчетного государства ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО БЮДЖЕТА МСУ 11
4. Слабый кадровый потенциал органов местного самоуправления Подготовка методологической базы Обучение акимов и представителей органов местного самоуправления в Академии государственного управления и региональных центрах переподготовки госслужащих Проведение широкомасштабной разъяснительной работы по внедрению самостоятельного бюджета МСУ Предлагаемые подходы Пути решения Проблемы Астана, 2015 – Национальная комиссия по модернизации Рабочая группа по формированию подотчетного государства ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО БЮДЖЕТА МСУ 12
Самостоятельный бюджет МСУ предлагается внедрять в три этапа I этап. Подготовительный – годы усиление налогового потенциала обучение кадров и подготовка методологической базы, переформатирование работы органов казначейства, налоговых органов и др. II этап. Внедрение с 2018 года самостоятельного бюджета МСУ (IV уровень госбюджета) для административно-территориальных единиц с населением более 2 тыс. чел. проработка вопроса оптимизации административно-территориального устройства РК III этап. После 2020 года рассмотрение вопроса создания представительного органа МСУ повсеместное внедрение (включая административно-территориальные единицы с населением менее 2 тыс. чел.) Этапы внедрения Астана, 2015 – Национальная комиссия по модернизации 13 Рабочая группа по формированию подотчетного государства ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО БЮДЖЕТА МСУ
Районный бюджет Бюджет города районного значения, поселка, села, сельского округа Субвенции сельским бюджетам I. Поступления КСН Налоговые поступления плата за размещение наружной рекламы ИПН с доходов, не облагаемых у источников выплаты (ИП) – из областного бюджета налог на имущество физических лиц налог на транспортные средства физических лиц земельный налог с физических лиц на земли населенных пунктов налог на транспорт с юридических лиц налог на землю с юридических лиц Неналоговые поступления штрафы за административные правонарушения сдача в аренду коммунального имущества, переданного в управление сельским акимам добровольные сборы физических и юридических лиц II. Расходы (в т. ч. 19 бюджетных программ) 2. Трансферты из вышестоящего бюджета 1. Доходы Субвенции из районного бюджета Целевые трансферты из выше- стоящего бюджета Целевые трансферты Бюджетный счет объединяется с КСН Утверждение самостоятельного бюджета МСУ II этап – маслихатом района III этап - представительным органом МСУ Исполнение бюджета Возложение обязанностей исполнительного органа на аппарат акима Предложения по внедрению самостоятельного бюджета на уровне города районного значения, поселка, села, сельского округа Астана, 2015 – Национальная комиссия по модернизации 14 Рабочая группа по формированию подотчетного государства ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО БЮДЖЕТА МСУ
1. В областных центрах и городах республиканского значения у граждан ограничена возможность участия в обсуждении местного бюджета Текущая ситуация Предложения Обсуждение один раз в год проектов местных бюджетов и один раз в год отчета об их исполнении на заседаниях Общественного совета с участием населения, депутатов маслихата и представителей общественных объединений Обеспечение прямой трансляции обсуждений бюджета в эфире и интернете (в режиме on-line) Астана, 2015 – Национальная комиссия по модернизации 15 Рабочая группа по формированию подотчетного государства ВНЕДРЕНИЕ В ОБЛАСТНЫХ ЦЕНТРАХ И ГОРОДАХ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЗНАЧЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОБСУЖДЕНИИ ПРОЕКТОВ СООТВЕТСТВУЮЩИХ БЮДЖЕТОВ
2. Проекты местных бюджетов не публикуются для граждан Обязательное размещение на официальных интернет-ресурсах и в печатных СМИ проектов местных бюджетов за два месяца до принятия, а также отчетов об их исполнении Предусмотреть процедуру рассмотрения предложений граждан по проектам местных бюджетов, затрагивающих общественно- значимые вопросы (обратная связь) Текущая ситуация Предложения Астана, 2015 – Национальная комиссия по модернизации 16 Рабочая группа по формированию подотчетного государства ВНЕДРЕНИЕ В ОБЛАСТНЫХ ЦЕНТРАХ И ГОРОДАХ РЕСПУБЛИКАНСКОГО ЗНАЧЕНИЯ МЕХАНИЗМОВ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОБСУЖДЕНИИ ПРОЕКТОВ СООТВЕТСТВУЮЩИХ БЮДЖЕТОВ
Приложения Астана, 2015 – Национальная комиссия по модернизации Рабочая группа по формированию подотчетного государства
Налог на имущество физ. лиц Hалог на транспортные средства физ. лиц Земельный налог с физ. лиц на земли населенных пунктов ИПН с доходов, не облагаемых у источников выплаты Всего поступлений Всего поступлений на 1 жителя (тыс. тенге) Итого по областям ,9 Акмолинская ,7 Актюбинская ,6 Алматинская ,1 Атырауская ,0 ВКО ,8 Жамбылская ,4 ЗКО ,3 Карагандинская ,5 Костанайская ,9 Кызылординская ,1 Мангистауская ,4 Павлодарская ,8 СКО ,5 ЮКО ,6 Объемы поступлений в местные бюджеты по 4 видам налогов, переданных МСУ (данные за 2013 год) Примечание: суммы поступлений указаны за исключением городов Астаны и Алматы, а также областных центров млн. тенге Астана, 2015 – Национальная комиссия по модернизации Рабочая группа по формированию подотчетного государства ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО БЮДЖЕТА МСУ
Всего до 500 чел. от 500 до 2000 чел. от 2000 до 5000 чел. от 5000 до чел. свыше чел. Акмолинская Актюбинская Алматинская Атырауская Восточно-Казахстанская Жамбылская Западно-Казахстанская Карагандинская Кызылординская Костанайская Мангистауская Павлодарская Северо-Казахстанская Южно-Казахстанская Итого по областям Количество городов районного значения, сельских округов, сел и поселков с учетом численности населения Астана, 2015 – Национальная комиссия по модернизации Рабочая группа по формированию подотчетного государства ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО БЮДЖЕТА МСУ
Астана, 2015 – Национальная комиссия по модернизации Рабочая группа по формированию подотчетного государства ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО БЮДЖЕТА МСУ Благодарю за внимание!