Теория «Х» Подготовили:FFFFFFFFFFFFFFFFFFFFFFFFFFFFFFFF
Основоположники теории Первым представителем содержательного подхода к мотивации стал Фредерик Тейлор. Он предположил, что людьми движет желание удовлетворять возрастающие потребности, для чего им нужно зарабатывать деньги.
Исходя из этого он разработал научно обоснованную систему норм расходования времени на каждый вид работ или выполнение тех или иных операций – так называемых квот, ориентированных на наиболее сильных, а главное сноровистых работников. Рядовой рабочий, по мнению Ф. Тейлора, изначально ленив, невежествен, пассивен. Средствами стимулирования производительности его труда являются жестко стандартизированные методы, приемы, орудия. Трудовые операции должны выполняться рабочими чисто механически, поскольку размышления могут нарушить автоматизм движений и снизить производительность. При достижении более высокой производительности, чем та, которая требовалась в соответствии с квотой, работники оплачивались по повышенному тарифу и получали премии, что и давало им возможность более полно удовлетворять свои потребности. В то же время, невыполнение задания влекло за собой увольнение или оплату по пониженным расценкам, что заставляло большинство людей работать на пределе своих возможностей.
В 1960 г. Дуглас Макгрегор из Массачусетского технологического института переименовал научный подход Тэйлора к управлению производством в Теорию «X».
Сущность теории «Х» Теория X – это теория, которая предполагает, что человек по своей природе не любит работать, а также не в состоянии выполнить определенную работу, требующую творчества и ответственности, а единственной главной причиной того, что он работает, является заработная плата, которая позволяет удовлетворить существующие потребности, появляющиеся вне работы.
«Теория Х» описывает тип руководства, который основывается на позиции авторитарных методов управления. Автократичное руководство характеризуется жёстким и постоянным контролем над категорией работников. Согласно «теории X» подчинённые лишены инициативы при выполнении работы, неукоснительно подчиняются руководителю, не могут высказывать недовольство относительно условий труда, невысокой заработной платы, необоснованно завышенных требований со стороны руководства.
Менеджер по Теории X, как правило, считает, что всё должно заканчиваться возложением ответственности на кого-нибудь. Он считает, что все предполагаемые работники ищут выгоды для себя. Как правило, такие руководители полагают, что единственная цель заинтересованности сотрудников в работе это деньги. В большинстве случаев они обвиняют в первую очередь человека, не ставя вопрос о том, что, может быть, винить надо систему, стратегию или отсутствие подготовки. Более того, руководители Теории X не могут доверять ни одному сотруднику, и это постоянно всеми средствами показывается вспомогательному персоналу. Менеджера Теории X можно назвать препятствием производительности и моральному духу сотрудников. Многие руководители (в 60-е годы), как правило, поддерживали Теорию X в том её аспекте, что они довольно пессимистически оценивали своих работников. Менеджер Теории X считает, что его сотрудники не хотят по-настоящему работать, что они скорее будут избегать обязанностей и что работа менеджера заключается в структурировании деятельности и побуждении сотрудников.
Таким образом, мировосприятие менеджеров, руководствующихся теорией X, базируется на следующих четырех постулатах: Работники генетически ненавидят работу и, если есть возможность, избегают ее. Так как работники ненавидят работу, то для того, чтобы они трудились для достижения целей организации, их необходимо принуждать, контролировать и грозить им наказанием. Работники избегают ответственности и нуждаются в постоянном контроле и руководстве. Превыше всего работниками ценится гарантированность рабочего места, и они практически лишены честолюбивых помыслов.
В чем ошибочность теории «Х» В компаниях, работающих по принципам «теории X», царит атмосфера подозрительности, которая угнетает естественное стремление людей к совершенству. Прежде всего их отпугивает то, что начальство сводит к минимуму возможности для творческого самовыражения. Когда работник подозревает, что ему грозит увольнение, он начинает думать исключительно о самосохранении и крайне неохотно идет на риск – из опасения, что начальники не одобрят его действий и даже накажут за них. Чтобы сотрудники не боялись рисковать и активнее выдвигали инновационные предложения, они прежде всего должны чувствовать себя в безопасности. Иными словами, они просто хотели бы, чтобы их уважали, хвалили и ценили. Многие люди испытывают потребность ощущать себя частью коллектива, чтобы вместе с другими гордиться достигнутым. Тем не менее руководители, верящие в теорию «X», считают, что любое объединение сотрудников является угрозой, так как может воспрепятствовать успешной работе компании. Поэтому вместо того, чтобы поощрять коллективное взаимодействие, такие руководители всячески стараются посеять вражду между сотрудниками.
Выводы Эту теорию разработал Ф. Тейлор (в 20-е годы XX ст.), а затем развил и дополнил Д. Мак-Грегор (в 60-е годы XX ст.). Она отражает взгляды на работников представителей технократического менеджмента. «Теория X» рассматривает человека как недобросовестного и безынициативного работника. Этим объясняется необходимость принуждения, как основного мотивирующего стимула, и материального поощрения, как вспомогательного. Конечно же, встречаются люди, отвечающие модели «теории X», но их доля среди трудоспособного населения является незначительной. Чаще всего такой подход к управлению применяется на работах, не требующих квалификации и особых навыков.
Вопросы для самопроверки 1. Кому принадлежат идеи, положенные в основу теории «Х»? 2. На каких постулатах базируется теория «Х»? 3. Какой тип руководства описывает теория «Х»? 4. В чем состоят недостатки теории «Х»?