Выполнила: Титова Светлана Валерьевна, студентка группы ЮФ-12-15
1. Налогообложение в послевоенные годы ( ) 2. Налоговая политика в период реформ Н.С. Хрущева ( ) 3. Изменения в налоговой политике в гг.
1)1 января 1946 г. был отменен военный налог, что сразу внесло существенное облегчение плательщикам. В гг. налоговые поступления от населения составили 7,7% в общей сумме доходов бюджета против 13,3% в последний год войны. Вводятся налоговые льготы для демобилизованных воинов, бывших партизан, инвалидов войны. 2)В сентябре 1946 г. повышается необлагаемый минимум для рабочих и служащих со 150 до 260 руб. в месяц, повышаются заработная плата низкооплачиваемым категориям рабочих и служащих, пенсии пенсионерам и стипендии студентам. 3)В августе 1947 г. повышен размер необлагаемого минимума для инвалидов 1 й и 2 й групп и пенсионеров по доходам от кустарных промыслов, от сельского хозяйства и других источников с 600 руб. до 3 тыс. руб. в год. 4)В послевоенные годы сложилась тенденция к постепенному увеличению отчислений от прибыли благодаря росту рентабельности предприятий. Уменьшению поступлений от налога с оборота способствовал отказ от системы государственных дотаций, что увеличило прибыли предприятий. Это произошло в результате проведенной в 1949 г. реформы оптовых цен.
1. Пятая сессия ВС СССР приняла решение о реформе сельскохозяйственного налога (Закон от 8 августа 1953 г.). В центр внимания нового закона была поставлена экономическая заинтересованность колхозников в росте производства. Устанавливалась система обложения личных приусадебных хозяйств по твердым ставкам с одной сотой части гектара, независимо от общей суммы доходов с участка и от вида возделываемых культур. 2. С целью развития животноводства предусматривались скидки с налога для хозяйств колхозников, рабочих и служащих, не имеющих коров, с тем, чтобы в ближайшее время они ими обзавелись. Скидка составляла в 1953 г. 50%, в 1954 г. 30%. 3. С 1 января 1954 г. был отменен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан из числа лиц, облагаемых сельхозналогом, в результате чего сельхозналог уменьшался в 2,5 раза. В гг. значительная часть рабочих и служащих была освобождена от подоходного налога с доходов от сельскохозяйственных занятий в городах, а на колхозных рынках уменьшены ставки разового сбора.
а) хозяйства, член семьи которых находился на военной службе, если в семье не осталось трудоспособных, кроме жены или матери военнослужащего, имеющего детей в возрасте до 8 лет; б) хозяйства, в составе которых были инвалиды Великой Отечественной войны при наличии одного трудоспособного члена семьи; в) колхозники и единоличники пенсионного возраста; г) сельская интеллигенция учителя, врачи, агрономы, гидротехники.
Главным достижением реформы в сфере финансовых отношений стало увеличение объема прибыли и повышение ее доли в общем объеме финансовых ресурсов. Второе важное мероприятие реформа оптовых цен, которая потребовала проведения ряда мероприятий по налогу с оборота: 1) Главноеперевод многих товаров на обложение их налогом с оборота в виде разницы в ценах взамен обложения налогом по ставкам в процентах. 2) Повышение уровня рентабельности, сохраняемой предприятиями после утверждения ставок налога, до 1520%. 3) Освобождение от налога в течение первого года серийного производства новых товаров бытовой химии, товаров культурно-бытового назначения и хозяйственного обихода. 4) Предоставление права утверждать ставки налога с оборота местным финансовым органам.
1.30 июня 1975 г. СМ СССР утвердил новое Положение о налоге с оборота, которое призвано было содействовать повышению заинтересованности промышленных предприятий в обновлении ассортимента, улучшении качества товаров, в максимальном использовании местных источников сырья, увеличении выпуска товаров народного потребления. 2. В декабре 1971 г. были внесены дополнения и изменения в закон о сельскохозяйственном налоге. С 1 января 1972 г. большие льготы стали предоставляться личным хозяйствам, в составе которых были инвалиды 1 й и 2 й групп из числа колхозников. Расширялись льготы по подсобным хозяйствам учителей, врачей, медицинских работников, специалистов сельского хозяйства. 3. В первой половине 70 х гг. возобновился курс на снижение налогов с заработной платы рабочих и служащих. Указом Президиума ВС СССР от 25 декабря 1972 г. отменено взимание подоходного налога и налога на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, получавших зарплату в пределах 70 руб. в месяц. Снижались ставки этих налогов для тех, кто получал зарплату от 71 до 90 руб. в месяц, в среднем на 35,5%.
В следующем пятилетии, гг., Минфин продолжал работу по совершенствованию взимания налога с оборота, т.к. он оставался одним из главных источников пополнения бюджета. Его сумма за указанный период выросла с 66,6 млрд. руб. до 94,1 млрд. и составила в 1980 г. 31,1% всех доходов бюджета. В указанные годы налог с оборота взимался в следующем виде: 1) разница между оптовыми и розничными ценами за вычетом торговых скидок; 2) по твердым ставкам в рублях с единицы объема или веса продукции (тонны нефти, тыс. кубометров газа и т.п.); 3) в процентах к обороту по всем видам товаров, по которым не установлены оптовые цены предприятий. Основную часть поступлений налога с оборота давали отрасли легкой и пищевой промышленности. Несмотря на некоторое падение удельного веса налога с оборота в общей сумме доходов госбюджета, абсолютные размеры его поступлений в бюджет неуклонно возрастали: в 1960 г. 31,3 млрд. руб., в 1965 г. 38,7 млрд., в 1970 г. 49,4 млрд., в 1975 г. 66,6 млрд., в 1977 г. 74,6 млрд. руб.