Чарли Чаплин ( ) Огромные ботинки. Котелок и тросточка. Усы в форме обувной щетки. Ни одному актеру, если он не гений, не удастся создать бессмертный образ при помощи таких ничтожных вещей.
В век компьютеров и немыслимых спецэффектов его черно-белые немые фильмы, давным-давно ставшие классикой кинематографа, впечатляют так, как никогда не впечатлит самый навороченный голливудский блокбастер. Они до сих пор заставляют зрителя смеяться и плакать, позволяют взглянуть другими глазами на мелкие жизненные неурядицы и, подобно герою Чаплина – Бродяге, не сдаваться и не унывать.
Чарльз Спенсер Чаплин родился 16 апреля 1889 года в Лондоне. Его родители были артистами мюзик-холла. Отец Чаплина был алкоголиком и ушел из семьи вскоре после рождения ребенка. В 1913 году, во время гастролей труппы в Америке, молодого артиста заметил продюсер Мак Сеннет и предложил ему контракт с кинокомпанией «Кистоун». Еще в раннем детстве, наблюдая за выступлениями своей матери Ханны в мюзик-холлах родного Лондона, Чарльз научился петь и танцевать.
Первым фильмом Чаплина стала комическая лента «Зарабатывая на жизнь», а в фильме «Детские автогонки в Венеции» он впервые появился в своем вскоре ставшем для него традиционном облике. Появившись в 12 лентах, снятых под руководством Сеннета, в 1914 году Чаплин самостоятельно снимает комедию «Застигнутый дождем».
1916 Чарльз Чаплин подписал контракт с фирмой «Мьючуэл», обеспечив себе творческий контроль и право снимать не более 12 фильмов в год. В каждой новой работе Чарли Чаплина усиливается драматический конфликт между добром и злом, бедностью и богатством, справедливостью и «общественным порядком».
Чаплин всегда стремился к полной независимости и в 1923 году основал «Чарльз С. Чаплин Филм Корпорейшен». Необходимость этого шага подтвердили проблемы с прокатом драмы «Парижанка», направленной против ханжества и аморальности консервативного общества.
В 1930-е годы осознание бесплодности усилий «одинокого искателя» в фильмах «Огни большого города» и «Новые времена» стало кульминацией темы маленького человека, прологом к эволюции героя, который вырос из маски Чарли. Эта эволюция отражена в блистательном антифашистском фарсе «Великий диктатор», который сделал Чарли Чаплина персоной нон-грата в Германии. Здесь Чаплин предстал в двух образах – еврея- парикмахера и диктатора Хинкеля. Картина взывала к человечности и к борьбе с насилием. Гитлера этот фильм сильно задел за то живое, что в нем было. С тех пор фашисты явственно узрели в лице Чарли еврейские черты. «Я не еврей, во мне нет ни капли еврейской крови. Но если бы я им был, то не подумал бы скрывать этот факт. Я бы гордился этим», – заявил в ответ Чаплин.
«Огни большого города»
«Новые времена»
«Великий диктатор»