Чтобы адаптироваться в современной жизни, победить в конкуренции со зрячим, слепому и слабовидящему необходимо быть первоклассным специалистом, широко образованным и самостоятельным человеком. Л.И.Солнцева МАСТЕР-КЛАСС Особенности использования рельефно-графических пособий как средства наглядности в школах для детей с нарушением зрения
Наглядные, а точнее осязаемые учебные пособия являются одним из основных каналов, по которым при отсутствии зрения поступает информация о предметах и явлениях окружающего мира.
Развитие осязательной культуры учащихся является основой для усвоения знаний школьного курса и основой для вхождения ребенка в материальную и социальную культуру современного общества
Типы рельефных пособий Рельефные изображения представляют собой большую и разнообразную группу пособий, различающихся: по исходному материалу,по исходному материалу, способу изготовления,способу изготовления, характеру используемых изобразительных средств,характеру используемых изобразительных средств, степенью обобщенности свойств предмета,степенью обобщенности свойств предмета, структурным и композиционным построением изображения структурными композиционным построением изображения
Типы рельефных пособий Изображения, получаемые с использованием различных монтажных и бытовых материалов (глина, пластилин, нитки, булавки, проволока, и т.д.) В современной тифлопедагогической практике широко используются приборы «Ориентир»,«Графика» «Семевского», которые позволяют создавать изображения данного типа.
Тактильная книга
Типы рельефных пособий Изображения, возникающие на бумаги в результате тиснения или выдавливания сплошных и точечных линий. Особенности использования рельефно-графических пособий как средства наглядности в школах для детей с нарушением зрения.
Изображения, получаемые на мастике (прибор Семевского), специальной пленке (прибор «Школьник») или термочувствительной пленке (с использованием термопечи). Активно используются в современной практике обучения математике, физике, химии, рельефному рисованию для оперативного создания пособия и самостоятельной работы учащихся (графики, геометрические построения, схемы и т.д.).
Типы рельефных пособий Рельефно-графические пособия (РГП), изготавливаемые с использованием технологии горячего прессования на полимерных пленках. Данная технология изготовления позволяет перевести в рельеф плоские изображения любого вида, в том числе объемно-пространственные.
Способы отражения свойств предмета в рельефном рисунке. Основное правило при создании рельефно-графических изображений - правило единства способа восприятия свойств предмета и отражения их в рисунке. В рельефном рисунке должны быть переданы свойства предметов, воспринимаемых осязанием и дополняться цветом. Соблюдение данного правила способствует формированию адекватного осязательно-зрительного образа предмета Соблюдение данного правила способствует формированию адекватного осязательно-зрительного образа предмета
Каждодневная практика обучения слепых и слабовидящих детей ставит перед учителем разнообразные педагогические задачи, каждая из которых требует определенных средств наглядности. Именно педагогическая задача и определяет вид используемого в качестве средства наглядности рельефно-графического изображения. Особенности использования рельефно-графических пособий как средства наглядности в школах для детей с нарушением зрения
Особенности использования рельефно-графических пособий как средства наглядности в школах для детей с нарушением зрения. Контурный рельефный рисунок воспроизводит лишь очертания предмета, его контур. Контурные рисунки могут быть выполнены с применением элементов перспективы. Контурные рисунки могут быть выполнены с применением элементов перспективы. Для создания контурных рисунков используются сплошные и точечные рельефные линии. Для создания контурных рисунков используются сплошные и точечные рельефные линии. Контурный рельефный рисунок
Особенности использования рельефно-графических пособий как средства наглядности в школах для детей с нарушением зрения. Аппликационный рисунок может передавать поверхность изображенного предмета. Этот вид рельефного рисунка дает возможность осязательно воспринимать не только контур, но и поверхность предмета без передачи свойств этой поверхности. Аппликационный (силуэтный) рельефный рисунок
Барельефные и горельефные изображения Барельефные и горельефные изображения Барельефные и горельефные изображения передают не только контур и поверхность, но и форму поверхности изображаемых предметов. Форма поверхности передается средствами скульптуры. Особенности использования рельефно-графических пособий как средства наглядности в школах для детей с нарушением зрения.
Педагогическая задача определяет вид используемого в качестве средства наглядности рельефно-графического изображения Особенности использования рельефно-графических пособий как средства наглядности в школах для детей с нарушением зрения.
Постановка цели рассмотрения. Определение расположения рисунка человека на странице. Выяснение того, кто изображен перед нами: мужчина, женщина, ребенок, ремесленник, воин и т.д. Установление вида изображения (анфас, профиль, в пол-оборота), позы и действий человека (стоит, сидит, идет и т.д.). Последовательное рассмотрение фигуры в таком порядке: голова, корпус, руки, ноги. Детальное рассмотрение костюма (предметов одежды и обуви), а также предметов, находящихся в руках. Обобщение информации.
Постановка цели рассмотрения.Постановка цели рассмотрения. Определение расположения рисунка животного на странице.Определение расположения рисунка животного на странице. Последовательное рассмотрение фигуры в таком порядке: голова, тело, конечности, хвост.Последовательное рассмотрение фигуры в таком порядке: голова, тело, конечности, хвост. Детальное рассмотрение особенностей строения тела.Детальное рассмотрение особенностей строения тела. Установление позы, в которой изображено животное.Установление позы, в которой изображено животное. Обобщение информации.Обобщение информации.
Этапы беседы при рассмотрении рельефно-графических пособий 1. Подготовительный этап 1. Подготовительный этап (что это? где видели?). 2. Этап умственного напряжения 2. Этап умственного напряжения (выясняются знания о предмете). 3. Основной этап. 3. Основной этап. Детальное ознакомление учащихся с изображением по алгоритму. 4. Этап сравнения рельефного изображения с описанием или с изученными объектами 4. Этап сравнения рельефного изображения с художественным описанием или с другими, ранее изученными объектами для составления сравнительных характеристик. 5. Заключительный этап. 5. Заключительный этап. Составление учащимися описательной характеристики объекта на основе информации, полученной при рассмотрении рельефного изображения и его художественного описания.
МАСТЕР-КЛАСС «Особенности использования рельефно-графических пособий как средства наглядности в школах для детей с нарушением зрения» Подготовила: учитель коррекционных предметов, тифлопедагог, тифлопсихолог, кандидат психологических наук М. М. Тавакалова ГБОУ школа-интернат 3 тк. Армавира Благодарю за внимание!!!