Системно-деятельностный подход – ключ к успешной реализации ФГОС ООО А.К.Абросимова, директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа 118» г.Барнаула
«Единственный путь, ведущий к знанию - это деятельность» Б. Шоу Системно-деятельностный подход – методологическая основа концепции государственного стандарта общего образования второго поколения
Введение ФГОС второго поколения предъявляют новые требования к педагогам: быстрой и массовой смены профессионального мировоззрения; смены профессиональной позиции; технологического перевооружения; перестройки содержания образования и способов его интерпретации; овладения навыками проектирования образовательного процесса.
Анализ готовности педагога к предстоящим изменениям Использование внутренней оценки для определения уровня готовности Анкета для выявления профессиональных затруднений педагогов в период перехода на ФГОС НОО Уважаемый, педагог! Просим Вас ответить на вопросы данной анкеты в связи с тем, что наше образовательное учреждение переходит на ФГОС нового поколения. Внимательно прочитайте и честно ответьте на вопросы, Ваше мнение важно для регулирования деятельности нашего образовательного учреждения. Ф.И.О._________________________________________________ 1. Достаточно ли Вы информированы о стандартах нового поколения? а) Да б) Нет 2. В достаточной ли степени Вы ознакомлены с нормативно-правовой документацией по этому направлению? а) Да б) Нет 3. Владеете ли Вы умениями осуществлять системно-деятельностный подход в обучении? а) Да б) Нет в) Отчасти 4. Испытываете ли Вы затруднения в овладении методологией организации самостоятельной творческой деятельности обучающихся? а) Да б) Нет в) Отчасти 5. Способны ли Вы использовать опыт творческой деятельности других учителей? а) Да б) Нет в) Отчасти 6. Имеете ли Вы необходимость в повышении своего профессионального уровня в условиях перехода на ФГОС?
Подготовка каждого участника УВП к успешному внедрению ФГОС Прохождение курсовой переподготовки Организация обучения в школе по направлениям, связанным с эффективным использованием ИКТ, применением передовых педагогических технологий Организация «площадок педагогического мастерства» в рамках методических объединений, проведение открытых уроков, мастер-классов. Организация психологического сопровождения (индивидуального и группового, проведение тренингов на сплочение, успешность, эмоциональную разгрузку) педагогического коллектива
ФГОС нового поколения… От парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося.
Главная задача: Организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Алексей Алексеевич Леонтьев (доктор филологических наук, доктор психологических наук, профессор, академик РАО) Обучать деятельности – это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
«Мои ученики будут узнавать новое не от меня, они будут открывать это новое сами. Моя главная задача – помочь им раскрыться, развить собственные идеи» ( И. Г. Песталоцци).
Системно–деятельностный подход предполагает: Воспитание и развитие гражданских качеств Переход к стратегии социального проектирования Ориентацию на результаты образования и воспитания Приоритет- личностное развитие учащихся Учет индивидуальных особенностей Обеспечение преемственности уровней образования Разнообразие индивидуальных образовательных траекторий
Дидактические принципы деятельностного подхода Принцип целостного представления о мире формирование единой картины мира Принцип непрерывности преемственность между всеми ступенями обучения на уровне методологии, содержания и методики Принцип минимакса ученику предлагается содержание образования по максимальному уровню, а ученик усваивает это содержание по минимальному уровню Принцип психологической комфортности снятие стресс о образующих факторов учебного процесса, создание доброжелательной атмосферы Принцип вариативности развитие способности к систематическому перебору гипотез и выбору оптимального варианта Принцип творчества максимальная ориентация на творческое начало в учебной деятельности Принцип деятельности самостоятельное «открытие» детьми нового знания
Основные положения технологии деятельностного метода обучения Процесс обучения есть всегда обучение деятельности Сам процесс учения должен быть творческим Обучение деятельности предполагает совместную учебно-познавательную деятельность группы учащихся под руководством учителя
Системно-деятельностный подход обеспечивает включение детей в деятельность: целеполагание и мотивация осуществляется на этапе постановки учебной задачи; прохождение всех необходимых этапов усвоения понятий, что позволяет существенно увеличить прочность знаний. учебные действия детей - на этапе "открытия" нового знания; действия самоконтроля и самооценки - в ходе выполнения самостоятельной работы, которую дети проверяют здесь же в классе. создает благоприятные условия для разноуровневого обучения и практической реализации всех дидактических принципов деятельностного подхода
Ответьте на вопросы:
Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю Китайская мудрость
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.
1. Изменение парадигмы образования: от знаниевой к компетентностной 2. Изменение содержания образования и форм, приемов и методов, технологий. 3. Изменение педагогической позиции «ученик – учитель». 4. Формирование внутренних мотивов деятельности ученика. 5. Личностное целеполагание и личностное содержание материала. 6. Рефлексия результатов образовательной деятельности. Требования к современному уроку
учит детей определять границы своего знания, видеть проблему и ставить проблемные вопросы; учит детей осуществлять контроль и самооценку своей деятельности в соответствии с выработанными критериями; организует учебное сотрудничество детей, совместно - распределенную деятельность при решении учебных задач; создает условия для выстраивания ребенком индивидуальной траектории изучения предмета. Учитель на современном уроке:
Вопросы при создании проекта урока: Как сформулировать цели урока и обеспечить их достижение; Какой учебный материал отобрать и как подвергнуть его дидактической обработке; Какие методы и средства обучения выбрать; Как организовать собственную деятельность и деятельность учеников; Как сделать, чтобы взаимодействие всех этих компонентов привело к определенной системе знаний и ценностных ориентаций.
Основные этапы деятельности учителя при подготовке к уроку. Целеполагание Планирование Организация Реализация целей и замыслов Анализ (рефлексия) Контроль
Технологическая карта урока Тема урока: этап урока деятельность учителя деятельность учащихся Планируемый результат (личностный, метапредметный, предметный)
Календарно-тематическое планирование
Конструктор задач (Л.С. Илюшин ) Ознакомление ПониманиеПрименение АнализСинтез Оценка 1. Назовите основные части… 8. Объясните причины того, что… 15. Изобразите информацию о… графически 22. Раскройте особенности… 29. Предложите новый (иной) вариант… 36.Ранжируйте… и обоснуйте… 2. Сгруппируйте вместе все… 9. Обрисуйте в общих чертах шаги, необходимые для того, чтобы… 16. Предложите способ, позволяющий… 23. Проанализируйт е структуру… с точки зрения… 30. Разработайте план, позволяющий (препятствующий) … 37.Опреде-лите, какое из решений является оптимальным для… 3. Составьте список понятий, касающихся… 10. Покажите связи, которые, на ваш взгляд, существуют между… 17. Сделайте эскиз рисунка (схемы), который показывает… 24. Составьте перечень основных свойств…, характеризующих … с точки зрения… 31. Найдите необычный способ, позволяющий… 38. Оцените значимость… для Расположите в определённом порядке… 11. Постройте прогноз развития… 18.Сравните… и…, а затем обоснуйте… 25. Постройте классификацию… на основании… 32. Придумайте игру, которая… 39. Определите возможные критерии оценки… 5. Изложите в форме текста… 12. Прокомментиру йте положение о том, что… 19. Проведите (разработайте) эксперимент, подтверждающий, что… 26. Найдите в тексте (модели, схеме и т.п.) то, что… 33. Предложите новую (свою) классификацию… 40. Выскажите критические суждения о… 6. Вспомните и напишите… 13. Изложите иначе (переформулируйте е) идею о том, что… 20. Проведите презентацию… 27. Сравните точки зрения… и … на… 34. Напишите возможный (наиболее вероятный) сценарий развития… 41. Оцените возможности… для… 7. Прочитайте самостоятельно… 14. Приведите пример того, что (как, где)… 21. Рассчитайте на основании данных о… 28. Выявите принципы, лежащие в основе… 35. Изложите в форме… своё мнение (понимание)… 42. Проведите экспертизу состояния…
Японская пословица «Налови мне рыбы и я буду сыт сегодня; а научи меня ловить рыбу так я буду сыт до конца жизни»
Уильям Артур Уорд, американский писатель «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».
Успех не является ключом к счастью. Счастье – вот ключ к успеху. Если вы любите то, что делаете, вы будете успешным. Альберт Швейцер Нет пути к успеху. Успех – есть путь. Михаил Шувалов Успех не придет к Вам. Вы сами должны дойти до него. Марва Коллинз