ТРУДНОВОСПИТУЕМОСТЬ, ТРУДНООБУЧАЕМОСТЬ, ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЗАПУЩЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ИНСТИТУТ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РАБОТНИКОВ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Подготовил: Солдатенкова М.Л., кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии и педагогики ГАУ ИДПО ДТСЗН г.Москвы
Классификация отклонений по А.Ф.Никитину 1. По особенностям взаимоотношений и общения с детьми воспитателей, педагогов (трудные, трудновоспитуемые, дезорганизаторы) 2. По образу жизни детей, семьи, по социально-бытовым условиям (безнадзорные, беспризорные, социально запущенные дети). 3. По специфике ошибок и недостатков в процессе воспитания (педагогически запущенные). 4. По уровню развития нравственных качеств (дети с отклонениями в нравственном развитии). 5. По несоответствию действий подростков закону, правовым нормам (несовершеннолетние правонарушители). 2
Типы отклоняющегося поведения Отклонения, не являющиеся нарушением общепринятых этических норм. Нарушения общепринятых норм, не являющиеся правонарушениями. Правонарушения. Отклоняющееся поведение, в значительной степени обусловленное патологическими факторами, заболеваниями. 3
Причины отклоняющегося поведения детей и подростков Психофизические Социально - психологические Социально - педагогические 4
Психофизиологические причины 1. Причины патопсихологической природы. 2.Акселерация. 3. Половое созревание. 4. Интенсивный рост скелета внешняя неуклюжесть, нарушение пропорций тела недовольство своим внешним видом. 5. Неуравновешенность нервной системы. 5
6 Социально-психологические и социально-педагогические причины Индивидуально- психологические факторы Особенности мотивационной сферы Социально- педагогические факторы: семья, ближайшее окружение Особенности эмоционально- волевой сферы
1. Индивидуально - психологические факторы: наследственность Особенности физического и психического развития Особенности семейного воспитания и окружения (психологическая атмосфера, уровень развивающего потенциала, культуральный уровень семьи, в которой ранее воспитывался ребенок) Условия школьного обучения Степень влияния знакомых, «улицы», неформальных групп. 2. Потребности ребенка: Желание самоутвердиться Желание почувствовать защищенность в группе Желание реализовать мотивацию дружеского общения Желание удовлетворить потребности в алкоголе или наркотиках. Желание занимать удовлетворяющее положение среди сверстников – ведущий мотив поведения подростков 3. Отсутствие временной перспективы слабость цели. 4. Субъективное отношение подростка к себе, своему поведению, окружению, собственной личности. 5. Непонимание подростков взрослыми. 7
Варианты воспитательных традиций, способствующих появлению девиантного поведения Отсутствие сознательного воспитательного воздействия на ребенка. Высокий уровень подавления и даже насилия в воспитании, исчерпывающий себя, как правило, к подростковому возрасту. Преувеличение из эгоистических соображений самостоятельности ребенка. Хаотичность в воспитании. 8
Социально-психологические детерминанты девиантного поведения Семьи с патологической зависимостью и асоциальным стилем жизни. Депривации (родительская, эмоциональная, культуральная), дефицит любви. Враждебность, проявления насилия во взаимоотношениях (интернированные дети). 9
Проявления, свойственные детям и подросткам с отклоняющимся поведением. 10
Недисциплинированость Причины: Гиперактивность – избыток энергии, неумение рационально проявить свою активность и инициативу; неудачно выраженное стремление к самостоятельности; неправильное понимание упрямства как проявления силы воли; желание противостоять подавлению личности. Основные правила профилактики и устранения: Необходимо давать нагрузку, чтобы не было ни сил, ни желания, ни возможности отвлекаться на другие дела. В процессе взаимодействия с упрямыми, непослушными, капризными детьми нужно действовать твердо, быть требовательным, но одновременно тактичным и доброжелательным. Нельзя приказывать, но нельзя и уступать ребенку. Организовать правильный режим учебы и отдыха. Учитывать потребности и интересы ребенка. Включать ребенка в коллективную деятельность. 11
Основные правила профилактики и устранения: Необходимо давать нагрузку, чтобы не было ни сил, ни желания, ни возможности отвлекаться на другие дела. В процессе взаимодействия с упрямыми, непослушными, капризными детьми нужно действовать твердо, быть требовательным, но одновременно тактичным и доброжелательным. Нельзя приказывать, но нельзя и уступать ребенку. Организовать правильный режим учебы и отдыха. Учитывать потребности и интересы ребенка. Включать ребенка в коллективную деятельность. 12
Основные правила профилактики и устранения: Необходимо давать нагрузку, чтобы не было ни сил, ни желания, ни возможности отвлекаться на другие дела. В процессе взаимодействия с упрямыми, непослушными, капризными детьми нужно действовать твердо, быть требовательным, но одновременно тактичным и доброжелательным. Нельзя приказывать, но нельзя и уступать ребенку. Организовать правильный режим учебы и отдыха. Учитывать потребности и интересы ребенка. Включать ребенка в коллективную деятельность. 13
Побеги и бродяжничество Причины: как следствие черепно – мозговой травмы, сотрясений или воспалительных заболеваний головного мозга, особенно если эти расстройства возникли в подростковом возрасте; склонность к фантазии, стремление получить сильные впечатления; из-за излишнего контроля и авторитарного стиля воспитания педагогов и воспитателей; реакция на неблагополучную среду воспитания; отсутствие должной заботы о ребенке; частые сердитые нарекания и брань взрослых; наказания по пустякам; ухудшение положения ученика в классе (трудности в учебе, ссоры с педагогами); под влиянием товарищей (конформный тип поведения). Основные правила профилактики и устранения: Дать почувствовать, что подросток не одинок, что его любят и одобряют, что его готовы защитить. Стараться наряду с этим приобрести союзников в лице учителей, воспитанников детского дома и одноклассников. Помочь не поддаваться возникающим чувствам. Искать пути согласия с окружающими. Сделать привлекательным пребывание в группе детского дома или в школе. 14
Грубость Причины: Самоутверждение в среде сверстников; подавление личности ребенка взрослыми; как ответная реакция на несправедливое обращение взрослых; состояние переутомления. Основные правила профилактики и устранения: Уважение достоинства ребенка. Предоставление самостоятельности. Разумная организация активности. В случае ответной реакции на несправедливое обращение взрослых – исправление взрослыми своей ошибки. 15
Агрессивность, жестокость Причины: Как следствие психического заболевания; Под влиянием социальных причин и, главным образом, под влиянием воспитания и психологии того микросоциального коллектива, который окружает ребенка. Неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным. Желание отыграться за собственные обиды или душевная травма. Боязнь быть травмированным, обиженным, подвергнуться нападению. Основные правила профилактики и устранения: Чем же можно побороть жестокость у подростков? Только воспитанием, только развитием культуры, только осознанным подавлением диких инстинктов, только длительным миром, только любовью. Взрослым, работающим с подростками, необходимо контролировать собственную жестокость, избегать ситуаций насильственной ломки воли ребенка, не превращать своих детей в злопамятных мстителей. 16
Лживость Причины: Стремление привлечь к себе внимание; боязнь наказания; желание «прикрыть» товарища. Основные правила профилактики и устранения: Уважение к правдивости ребенка. Убеждать, что лживость – презренное качество человека. Воспитатель сам должен быть примером честности и искренности. Не отставлять без последствий проступок, маскируемый ложью. Избегать наказаний, которые вызывают у ребенка чувство страха и глубокой подавленности. 17
Воровство Причины: Недостаток любви и тепла; недостаточная этическая воспитанность или избалованность; потребность испытать себя, закалить в рискованном деле, испытать чувство одобрения в компании сверстников - в деятельности игрового типа или по мотиву шалости; желание иметь красивые вещи, которых ребенок лишен; зависть. Основные правила профилактики и устранения: Персональное внимание и любовь к каждому ребенку Необходимо формировать правильное содержание понятия «честность», «риск», представления о храбрости и т.п. Необходимо обсуждение и проигрывание сложившейся ситуации, чтобы ребенок понимал не только свои интересы, но и смог встать на позицию пострадавших. Необходимо вовлекать подростков в различные виды полезной деятельности, в которой он получил бы возможность удовлетворить указанные выше потребности. Необходимо организовать досуг воспитанников. 18
Цель психопрофилактической работы формирование у несовершеннолетних многоуровневой системы защиты от вовлечения в психически дестабилизирующие субкультуры 19
Основные модели профилактики медицинская модель ориентирована на медико-социальные последствия наркомании и предусматривает информирование учащихся о негативных последствиях приема наркотических и иных психоактивных средств на физическое и психическое здоровье. образовательная модель направлена на обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеме наркомании и обеспечение свободы выбора при максимальной информированности; психосоциальная модель своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии групповому давлению, в решении конфликтных ситуаций, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения ПАВ 20
Цели первичной профилактики изменение ценностного отношения детей и молодежи к ПАВ, формирование личной ответственности за свое поведение, обусловливающие снижение спроса на психоактивные вещества в детско-молодежной популяции; сдерживание вовлечения детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирования антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений. 21
Основные профилактические воздействия: 1. Формирование общих знаний, отношений, установок о самих себе, об окружающих. Выработка психологических умений и жизненных навыков. 2. Формирование специальных знаний, отношений, установок о ПАВ. 3. Определение степени вовлеченности несовершеннолетних в проблему злоупотребления ПАВ, распространения ВИЧ-инфекции и др. социально обусловленных заболеваний. 4. Мониторинг и оценка эффективности программной профилактической деятельности. 22
Формы реализации тренинг ассертивности – выработка позитивного отношения к себе, позитивного отношения к другим, умение справиться с конфликтной ситуацией, реагирование на критику, умение отказаться от предложения употребить ПАВ. коммуникативный тренинг – формирование умений определять и разделять эмоциональные состояния других людей, развитие способности вставать на позицию других людей, принимать их роли, умения получать удовольствие от общения с людьми, понимать людей и смысл общения; тренинг решения проблем – использование активных проблеморазрешающих стратегий, направленных на поиск социальной поддержки; выработка умения разрешать проблемы через алгоритм их прохождения; тренинг навыков поиска, восприятия и оказания социальной поддержки – формирование представления о социальной поддержке, поддерживающем и подавляющем поведении, освоение принципов социально поддерживающей системы; тренинг психической саморегуляции – развитие способности контролировать свое поведение, формирование умений разбираться в себе, управлять своим поведением, отработка навыков самоэффективности и самоконтроля. 23
24 Дифференцированная психопрофилактическая работа Личностные проблемы Эмоциональные проблемы Коммуникативные проблемы
Формирование условий развития профессионального потенциала для решения задач профилактики. изменение установок и выработка профессиональной позиции к проблеме профилактики освоение технологий индивидуальной профилактической работы освоение технологий групповой работы освоение психологических технологий - тренингов различных форм 25
Формирование позитивных жизненных смыслов (надежды, мечты, целей, ценностей, конкретных планов на будущее); позитивной системы самоотношений (адекватной самооценка, Я-концепции); культуры здоровья и безопасного поведения; знания и уважительного отношения к культурным традициям; умений общаться и строить конструктивные отношения со сверстниками и взрослыми; умений противостоять деструктивному (психически дестабилизирующему) социальному воздействию; Формирование психологической и социальной компетентности ребенка 26
Рекомендации психолога по предупреждению проявлений отклоняющегося поведения 27
Рекомендации социальным педагогам Власть используйте лишь в меру необходимости. Старайтесь не отругать, не запретить, а убедить. Всегда объясняйте мотивы своих требований и обсуждайте их с подростками. Установленные правила твердо проводите в жизнь (следите за тем, чтобы Ваши слова не расходились с делом). Подростки очень критичны! Они сразу замечают, когда взрослые говорят и учат их одному, а сами поступают по-другому. Это не только подрывает Ваш авторитет, но и учит их лицемерию. Умейте открыто признать свою ошибку перед ребенком. Говоря: «Извините, я был не прав», Вы поднимаетесь в глазах детей на очень большую высоту и завоевываете авторитет, а не теряете его. Прислушивайтесь к мнению ребенка, но при этом не идите у него на поводу! И последний совет: любите себя и своих воспитанников. Ибо, как сказал И.С.Тургенев, только любовью и жив человек. 53
Спасибо за внимание!