Формы развития функциональной грамотности в образовательном процессе Учитель русского языка и литературы МБОУ «Горячеключевская СОШ» Е. Н. Нежевлева 2017
Школа дает сильные предметные знания, но не учит применять их в реальных, жизненных ситуациях.
Некоторые проблемы функционально неграмотных: трудно быть покупателем и выбирать необходимый товар трудно быть пациентом (т.к. при покупке лекарства непонятна инструкция по его применению и т.д.) сложно быть путешественником сложность оплаты счетов, заполнения налоговых квитанций и банковских документов, оформления почтовых отправлений и писем проблемы, связанные с воспитанием детей: порой не могут прочитать письмо учителя, боятся визита к нему, им трудно помочь ребенку с выполнением домашнего задания и т.д. проблемы с эксплуатацией бытовых электроприборов, невозможность разбираться в инструкциях к ним проблема работы с компьютерами и другими аналогичными системами
1) недостаточная практическая ориентированность содержания образования по учебным дисциплинам, их оторванностью от реалий окружающей жизни; 2) перегруженностью программ и учебников; 3) недостаточным вниманием к формированию общеучебных, прикладных и интеллектуальных умений; 4) недостаточным вниманием к формированию и развитию способности учащихся к осмыслению информации разного содержания и формы, ее оценке и использованию для разрешения различных ситуаций, близких к реальным.
Функциональная неграмотность формируется рано – истоки ее в дошкольном детстве, результаты – в начальной школе. К 10 годам можно констатировать ее наличие.
усвоение + освоение (ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ) = ОВЛАДЕНИЕ
Задачи творческой лаборатории: поиск, адаптация и демонстрация проектов совершенствования педагогической деятельности по развитию функциональной грамотности школьников; разработка содержательных и технологических моделей организации образовательного процесса; разработка и апробация программно-методических комплексов, методик, инновационных дидактических пособий и т.п.; выработка методических рекомендаций по введению в образовательную практику новых содержательных и технологических моделей организации образовательного процесса; создание банка методических разработок эффективных форм формирования и развития функциональной грамотности (бинарных уроков, образовательных экспедиций, интегрированных и междисциплинарных уроков, учебных квестов и т.д, и т.п.); профессионально-личностное совершенствование педагогов
уровень образованности, который характеризуется способностью решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизнедеятельности на основе преимущественно прикладных знаний функциональность (functionality): характеристика функции, которая определяет процедуры переработки входной информации в выходную (информацию, деятельность)
«Фу нкционально грамотный человек это человек, который способен использовать постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».
1) направленность на решение бытовых, социальных проблем; 2) ситуативная характеристика личности, поскольку обнаруживает себя в конкретных социальных обстоятельствах; 3) связь с решением стандартных, стереотипных задач; 4) это всегда некоторый элементарный (базовый) уровень навыков чтения и письма; 5) использование в качестве оценки прежде всего взрослого населения.
читательская грамотность способность к пониманию и осмыслению письменных текстов, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества; математическая грамотность способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину; естественно-научная грамотность способность использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений.
1)обновление содержания образования (стандарты, учебные программы, система, структура учебных занятий); 2) формы и методы обучения; 3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся; 4) программы внешкольного, дополнительного образования; 5) модель управления школой (высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана); 6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами; 7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.
1)обновление содержания образования (стандарты, учебные программы, система, структура учебных занятий); 2) формы и методы обучения; 3) система диагностики и оценки учебных достижений обучающихся; 4) программы внешкольного, дополнительного образования; 5) модель управления школой (высокий уровень автономии школ в регулировании учебного плана); 6) наличие дружелюбной образовательной среды, основанной на принципах партнерства со всеми заинтересованными сторонами; 7) активная роль родителей в процессе обучения и воспитания детей.
Общая грамотность Компьютерная Информационная Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях Коммуникативная Владение иностранными языками Грамотность при решении бытовых проблем Правовая и общественно-политическая грамотность Общая грамотность Компьютерная Информационная Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях Коммуникативная Владение иностранными языками Грамотность при решении бытовых проблем Правовая и общественно-политическая грамотность
бинарные уроки интегрированные уроки междисциплинарные уроки учебные квесты образовательные экспедиции демонстрационные зачеты, контрольные работы, тесты конкурсы, игры
ДР состоит из 5 – 10 заданий. Каждое задание это отдельный текст, в котором описывается некая нестандартная ситуация (проблема). К тексту прилагается от одного до пяти задач разной сложности. Оценивается способность учащихся использовать знания в соответствующей предметной области, понять и решить проблему, которая лежит вне рамок самой этой области. Разрабатываются критерии оценивания в соответствии с ключевыми задачами