Презентация на тему: «Вероисповедание восточных славян» ВЫПОЛНИЛА УЧЕНИЦА 10Б КЛАССА БЕЛИМЕНКО АЛИНА
Восточные славяне в IV-X вв. были язычниками. Язычество возникло как результат полной зависимости человека от стихийных сил природы. Оно появилось в глубокой древности и постоянно развивалось.
Восточные славяне поклонялись многим божествам. Мир представлялся им состоящим из злых и добрых духов, ведущих между собой постоянную борьбу. Злые духи – «упыри», вампиры, оборотни. Чтобы уберечься от оборотней, прибегали к различного рода заговорам, амулетам – оберегам. «Упырями» противостояли добрые духи – «берегини», охранявшие жизни и покой человека, его деятельность. Славяне думали, что символы добра, помещенные на их одежде, на посуде, в жилище, прогонят духов зла. К таким знакам относились изображения солнца, женщин, растений, цветка. И «упырями», и «берегинями» приносились жертвы, чтобы умилостивить их.
Славяне делали жертвоприношения лесам, водоемам, где, они считали, живут лешие и водяные. В глубокой древности зародился у славян культ Рода и рожаниц, божеств плодородия. В IX-X вв. культ Рода и рожаниц глубоко чтился среди земледельцев. Рожаниц изображали в виде маленьких женских фигурок. Род считался верховным божеством неба и земли, он главенствовал над солнцем, дождем, водой, грозами.
Язычники верили в загробную жизнь. Рай, по их мнению, был на небе, которое с землей находилось в супружеских отношениях. Летом небо держало землю в своих объятиях, освещая её лучами света, окропляя дождем, а зимой они расходились. Бог Сварог был властителем неба. Он давал жизнь людям, повелевал дождями, его сыновья Сварожич и Дажьбог олицетворяли собой соответственно огонь и солнце. Тесно связан был с ними Хорс. Славяне представляли его белым конем, бегущим на землёй с востока на запад. Почитаемым у славян богом был Перун – повелитель грома и молний, покровитель войнов и военного искусства. Стрибогу – богу ветра, бури и урагана – поклонялись земледельцы, мореплаватели, путники, жизнь и деятельность которых во многом зависела от погоды. Богом подземного царства считался Симаргл (Семаргл), а богиня Мокошь (Макошь) покровительствовала женщинами, их рукоделию, а также считалась покровительницей торговли. В языческий пантеон входили также Велес или Волос - покровитель скотоводства и хранитель подземного мира предков. Свантовит - бог процветания и войны, Триглав - бог чумы и войны, Стрибог - бог зимы и ветров, Белбог - бог Добра, Чернобог - бог Зла, Симорг - страж растительности.
Но языческие представления не исчерпывались лишь главными богами. Мир был населен и другими сверхъестественными существами. В лесу обитал леший, у воды жили русалки. Славяне верили, что это души умерших, выходящие весной насладиться природой. Название "русалка" происходит от слова "русый", что означает на древнеславянском языке "светлый", "чистый". Обитание русалок связывали с близостью водоемов - рек, озер, которые считались путем в подземное царство. По этому водному пути русалки выходили на сушу и обитали уже на земле. Славяне считали, что каждый дом находится под покровительством домового, которого отождествляли с духом своего родоначальника, пращура, или щура, чара. Когда человек считал, что ему грозят злые духи, он призывал своего покровителя - домового, чара, защитить его и говорил: "Чур меня, чур меня!"Вся жизнь славянина была связана с миром сверхъестественных существ, за которыми стояли силы природы. Это был мир фантастический и поэтичный. Он входил в каждодневную жизнь каждой славянской семьи.
Нет точных данных о языческих жрецах, видимо ими были летописные волхвы, боровшиеся в ХI в. с христианством. Во время культовых ритуалов, проходивших в специальных местах - капищах (от старославянского капь - изображение, идол), богам приносились жертвы, включая человеческие. По умершим устраивали тризну, а затем труп сжигали на большом костре. Языческие верования определяли духовную жизнь восточных славян.
Язычники всегда стремились воздействовать на своих богов. К ним обращались с просьбами, совершали моления, устраивали пиры- братчины, для которых забивали быков, козлов, баранов, варили пиво, пекли пироги. Богов как бы приглашали к участию в этих пирах, они обязательно должны были стать сотрапезниками людей. Пиры устраивали в специально созданных для этого святилищах – требницах.
В язычестве был целый ряд праздников, впоследствии воспринятых христианством. Это новогодние празднества – святки, продолжавшиеся 12 дней, с конца старого года и захватывающие начало нового года. Праздник весеннего равноденствия, встречи солнца, назывался масленицей и проводился на кануне пахоты. В период пахоты, сева яровых и ожидания всходов посеянного зерна славяне обращались к предкам – «дедам», лежащим в земле. В эти дни люди шли на кладбища, несли «дедам» пшеничную кутью, яйца, мёд, считая, что похороненные предки помогут всходам зерновых. Кроме помощи «дедов» для всхода яровых были необходимы дожди, солнечное тепло. Этому были посвящены три праздника – 1-2 мая, когда появлялись первые всходы; второй праздник – день бога Ярила (4 июня), когда молодую берёзу увивали лентами, а дома украшали берёзовыми ветками (в христианстве этот праздник слился с праздником Троицы); самым торжественным праздником конца весны и начало лета был праздник Купала. В праздник Купала отмечалось поклонение воде и огню. В ночь на Купала девушки бросали в воду венки, а пары юношей и девушек прыгали через огромные костры.
Перед жатвой отмечался день Рода-Перуна, дабы задобрить богов плодородия и грозы. Это был мрачный праздник, лишённый веселья и забав, когда богам, дабы они даровали хорошую погоду перед жатвой и в саму жатву, приносили жертвы. Существование в язычестве славян земледельческих праздников свидетельствует о том, что земледелие было основным их занятием. Они также занимались разведением домашнего скота, охотой, рыболовством и бортничеством (сбор мёда диких пчел).
Спасибо за внимание !