Путевые заметки. Цели урока: повторить и углубить знания о публицистическом стиле речи; познакомиться с новым жанром публицистической речи – путевыми.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
8 класс Учитель Страшко Н.С.. Повторить всё о жанре портретного очерка; рассмотреть предметное содержание; задачи речи; набор микротем. Развитие письменной.
Advertisements

Публицистический стиль речи: особенности, жанры, сфера употребления.
Путевые заметки - разновидность путевого очерка- жанра художественной публицистики.
Публицистический стиль речи.. Функции публицистического стиля. Сообщение информации Воздействие на читателей, слушателей.
ЗАНЯТИЕ КРУЖКА «ЮНЫЙ ЖУРНАЛИСТ» Учитель МОУ «Узярская основная общеобразовательная школа» Суханова Т.С.
Публицистический стиль речи.. Функции публицистического стиля. Сообщение информации Воздействие на читателей, слушателей.
МКОУ «Садовская средняя общеобразовательная школа» Презентация «Юный журналист» Руководитель: Степанова Юлия Валерьевна, учитель русского языка и литературы.
Их строение и языковые особенности. Жанры публицистики, Учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 17 г. Новомосковска Тульской области Ларикова Ирина.
Ежова И.В., учитель английского языка учитель английского языка МОУ СОШ 67 г.Пензы.
Рецензия. Понятие о жанре.. Основные жанры публицистического стиля Портретный очерк (герой – конкретный человек с какими-либо выдающимися достоинствами)
В пространстве текста. ( Комплексный анализ текста ) Всем хорошим я обязан книге. М.Горький Марютина Наталья Витальевна
Урок 5 ПОВТОРЕНИЕ. ПИШЕМ ПИСЬМА. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ УМЕНИЙ.
«Подготовка к сочинению «Описание предмета». Цели: проверить речевые умения и навыки пятиклассников; повторить материал о стилях речи потренироваться.
Проект «Типы речи в публицистике» Автор:. Какие тексты существуют в современной публицистике?
Эссе от французского "essai", англ. "essay", "assay" - попытка, проба, очерк; от латинского "exagium" - взвешивание.
Элективный курс по русскому языку учимся писать сочинение- рассуждение. 9 класс 17 часов.
Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. 9 класс Подготовила учитель русского языка и литературы высшей категории МКОУ Половинской.
И З Л О Ж Е Н И Е Памятка Как писать изложение. Изложение – это письменная работа, в которой необходимо по памяти изложить текст. Но важно передать содержание.
Интервью как жанр публицистического стиля речи. 1. Познакомить с некоторыми жанрами публицистического стиля; акцентировать внимание на интервью. 2. Закрепить.
Практическое занятие пресс-центра по теме «Интервью» Что может быть интереснее и поучительнее беседы с бывалым человеком, участником или свидетелем происшествия?
Транксрипт:

Путевые заметки

Цели урока: повторить и углубить знания о публицистическом стиле речи; познакомиться с новым жанром публицистической речи – путевыми заметками (структурой, языковыми особенностями жанра); отработать умения и навыки опознавания жанра путевых заметок на основе анализа задачи и предметного содержания высказывания; отработать умения и навыки сжатия текста с учетом его типологического строения; формировать умения писать сочинения в жанре путевых заметок.

План урока Повторение теоретического материала по теме «Публицистический стиль речи»; Публицистическая разминка; Путевые заметки (знакомство с жанром); Закрепление новой темы (работа с текстом упражнения, просмотр видеоролика «Восьмое чудо света»); Итоги урока. Рефлексия; Домашнее задание.

Публицистический стиль (повторение) Назовите известные вам стили речи. От чего зависит использование того или иного стиля? Укажите речевую ситуацию для публицистического стиля. Какие стилевые черты присущи публицистическому стилю? Назовите известные вам жанры публицистики.

Публицистическая разминка. 1. О событии рассказано как о процессе. (Репортаж.) 2. Главную роль в тексте этого жанра играют не факты, а впечатления и ассоциации. (Эссе.) 3. В центре внимания – выдающаяся личность. (Портретный очерк.)

Публицистическая разминка. 4. Краткое сообщение в печати. (Заметка в газету.) 5. Предназначенная для печати (или передачи по радио или телевидению) беседа с каким- либо лицом. (Интервью.) 6. Тексты этого жанра подобны фотографиям, которые мы делаем во время путешествия. (Путевые заметки.)

План работы над жанром: 1. Знакомство с целевой установкой, предметным содержанием, особенностями строения и языковыми средствами, типичными для жанра; 2. усвоение этих сведений в процессе анализа готовых текстов; 3. обучение активному использованию их в своей живой речи.

Путевые заметки (новая тема) Ответить на вопросы: Разновидностью чего являются путевые заметки? Что такое путевые заметки, о чем в них рассказывается? Путевые заметки субъективны или объективны? С чем можно сравнить путевые заметки и каково их назначение? Какой тип речи является ведущим? Какие еще типы речи используются в путевых заметках?

Опорный конспект.

Закрепление новой темы (работа с текстом упражнения).

Восьмое чудо света

Анализ текста 1. К какому стилю и жанру относится текст? 2. Назовите тему, стоящую перед журналистами задачу и в связи с этим основную мысль высказывания. 3. Укажите, сколько в тексте микротем. Какие? 4. Составьте план текста. 5. Какие типовые фрагменты используются в тексте?

Анализ текста 6. Какова текстовая функция каждого фрагмента? 7. Какой тип речи, может быть, явно не выраженный, объединяет все фрагменты в единый текст? 8. Рассмотрите, как строятся абзацы (на 1- 2 примерах). Найдите в них зачин (тематическую фразу), среднюю часть (развитие микротемы), концовку.

Анализ текста 9. Выясните, как связываются абзацы друг с другом: с помощью слов, обозначающих время (вопрос когда?), или с помощью слов, обозначающих пространство (где? куда?). Другими словами, выясните, как развертывается текст: во временной или в пространственной перспективе. 10. Какие изобразительно-выразительные средства языка использованы в тексте? Назовите их, определите их роль.

Задание по тексту упражнения 189. Подготовьте устный сжатый рассказ, включив в него только информацию повествовательного характера (где побывали путешественники и что они там делали).

Задание по тексту упражнения Сопоставьте получившийся сокращенный вариант путевых заметок с полным текстом и расскажите о функции рассуждений, описательных и оценочных фрагментов в этом жанре. Достигает ли высказывание цели, если оно выполнено только посредством повествования?

Итоги урока. Рефлексия. Ответить на вопросы. Интересно ли вам было на уроке? Как вы считаете, удалось ли нам достичь поставленных целей урока? Что вами усвоено хорошо? Какие вопросы вызвали затруднения? Над чем надо еще поработать?

Домашнее задание. 1. Упражнение 190. Продолжите текст упражнения 189. Попытайтесь сделать то, что автор путевых заметок считает невозможным, - рассказать о Кижах по фотографиям. Рассмотрите цветные вклейки в учебнике или используйте иллюстрации из интернета и расскажите о деревянном зодчестве России: опишите соборы, жилой дом, мельницу, непритязательную природу нашего заповедного Севера. Приветствуется создание презентации.

Домашнее задание. * Может быть, и вы куда-то ездили этим летом или в каникулы? Если у вас сохранились фотографии, рассмотрите их; припомните, что вас особенно поразило или заинтересовало в поездке, что нового вы узнали, что вы, возможно, впервые увидели. Напишите сочинение в жанре путевых заметок. Приветствуется создание презентации с использованием своих фотографий.