Идентификация и фальсификация маркировки товара Идентификация и фальсификация маркировки товара РЕЗУЛЬТАТЫ МОНИТОРИНГА ПОТРЕБИТЕЛЬСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
Маркировка - это комплекс сведений, сопровождающий товар и предоставляющий потребителям информацию, которую нельзя получить, просто осмотрев товар. Маркировка включает в себя текст, отдельные графические, цветовые символы, условные обозначения и их комбинации. Цель маркировки помочь потребителям принять информированное решение о покупке в точке продаж. Маркировка обеспечивает право потребителя на осознанный выбор приобретаемого товара.
При маркировании продукции изготовитель должен соблюдать требования нормативно- правовых и нормативных документов, направленные на обязательность доведения до приобретателя полной и достоверной информации о продукции. Информация о товаре является основным механизмом контроля достоверности и предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Таможенным союзом РФ, республик Казахстан и Беларусь г. был утвержден технический регламент, в котором содержатся единые требования к маркировке пищевой продукции. Регламент разработан для создания на территории ТС единой маркировки пищевой продукции. В силу документ вступил г., но до г. маркировку пищевой продукции можно осуществлять согласно требованиям, разработанным ранее.
Требования к маркировке Маркировка в виде надписей обязательно наносится на русском языке. Маркировку на языках стран-участников Таможенного союза наносят в том случае, если это предусмотрено их законодательными актами. В тех случаях, когда на территорию ТС планируется ввоз продукции из третьих стран, информация должна быть продублирована на русском языке.
Статья 39. Пищевая продукция, прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, должна маркироваться единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза. За исключением пищевой продукции непромышленного изготовления, производимой гражданами в домашних условиях, в личных подсобных хозяйствах или гражданами, занимающимися садоводством, огородничеством, животноводством и пищевой продукции, реализуемой на предприятиях общественного питания.
СОДЕРЖАНИЕ МАРКИРОВКИ: наименование продукта; состав; количество; дату производства; срок годности; данные об условиях, в которых хранилась продукция; наименование (ФИО), местонахождение производителя или импортера продукции; условия использования продукта – ограничения или рекомендации, если они необходимы; информация о содержании в продукции ГМО; данные о пищевой ценности продукции; единый знак обращения в странах, входящих в состав ТС.
Маркировка в виде надписей обязательно наносится на русском языке. Маркировку на языках стран-участников Таможенного союза наносят в том случае, если это предусмотрено их законодательными актами. В тех случаях, когда на территорию ТС планируется ввоз продукции из третьих стран информация должна быть продублирована на русском языке.
Требования к доведению маркировки Маркировка на упаковке пищевого продукта должна быть достоверной, легкочитаемой и контрастной основному фону материала упаковки. Данные о наименовании, дате изготовления, сроке годности, условиях хранения, наличии в составе продукта компонентов, способных вызвать аллергию или противопоказанных при определенных должны наноситься непосредственно на потребительскую упаковку. Данные о составе, количестве, наименовании, местонахождении производителя наносятся на потребительскую упаковку, вкладыш или этикетку.
Не допускается: использование в маркировке изображения продукции, которой нет в потребительной упаковке или продуктов, которые не применялись при производстве продукции, которая находится в упаковке.
Если в рекламных целях на упаковку пищевого продукта нанесено изображение блюда, которое можно из данного продукта приготовить, маркировка должна быть дополнена надписью, уведомляющей потребителя о том, что ему представлен один из возможных вариантов приготовления блюда.
Согласно действующему законодательству такие фразы, как «лучший», «абсолютный», «номер один», «превосходный» и т.д., использовать нельзя. Считается, что подобные слова могут ввести потребителя в заблуждение. В некоторых странах Евросоюза превосходные степени также запрещены, но там запрет обыгрывают в самой рекламе. Например, на Кипре используют такие лозунги, как «Лучшее в мире. Возможно». При этом во многих странах мира разрешено употреблять превосходные степени в рекламном рынке. Так, в Казахстане лучшие товары местного производства рекламируется со знаком «Лучший товар Казахстана».
ПРИМЕР.Надпись «Без холестерина» наводит на мысль о том, что растительное масло других товаропроизводителей содержит холестерин.
Надпись «Без холестерина» наводит на мысль о том, что растительное масло других товаропроизводителей содержит холестерин.
Информацию об отсутствии холестерина нанесли более скромно.
С каким соком изготовлен данный безалкогольный напиток? Дизайнерское решение при размещении информации также может ввести потребителя в заблуждение.
С каким соком изготовлен данный безалкогольный напиток?
Потребитель решил отказаться от майонеза и купил соус сметанный, хотя реально это майонезный соус со всеми ингредиентами, характерными для данного продукта
Реально мороженое с растительным жиром, но шрифт не читаем, он менее 9,5 кегля Информация на этикетке должна соответствовать требованиям статьи 36 Федерального закона 88-ФЗ. Наименование продукта переработки молока размещается на этикетке, размещаемой на передней стороне потребительской тары, с использованием шрифта, размер которого должен быть не менее чем 9,5 кегля статьи 36
Информация об объеме меньше традиционного в 1 л указана на обратной стороне упаковки. Указаны ГОСТ и ТУ
Масса нетто должна быть указана на лицевой, а не на боковой стороне упаковки (согласно ГОСТ Р )
информация о массе нетто размещена на боковой стороне упаковки.
Объем 2000 мл, а масса всего 1000 г, а приобретается как 2000 г
Зарубежом масса нетто всегда указывается на передней стороне упаковки
Зарубежом объем указывается на передней стороне упаковки
. Как называется данный продукт? Можно ли так назвать продукт?
.
. Креативные дизайнеры прилагают немало усилий для того, чтобы один продукт выдать за другой. При этом формально нарушений законодательства о защите прав нет.
.
.
Согласно требованию Законодательства о защите прав потребителей, до потребителя должна быть доведена информация о нормативном документе, в соответствии с которым производится данный продукт. При размещении данной информации также трудился дизайнер. Результат: потребитель не может разобраться, то ли по ГОСТ изготовлен продукт, то ли по ТУ.
ГОСТ Cгущенное молоко - ГОСТР «Консервы молочные. Молоко и сливки сгущенные с сахаром» вступил в силу с 1 января 2011 года (взамен ГОСТ «Молоко цельное сгущенное с сахаром»). Главное нововведение в том, что стала нормироваться массовая доля белка в сухом обезжиренном молочном остатке. Независимо от жирности молочных консервов, массовая доля белка должна составлять не менее 34%. Также изменились требования к показателю «массовая доля сахарозы». Если "советский" ГОСТе устанавливал норму массовой доли сахарозы «не менее 43,5%», то новый стандарт для молока цельного сгущенного с сахаром регламентирует диапазон от 43,5 до 45,5% включительно.
Дизайн этикетки выделяет информацию о ГОСТ Р ИСО , а номер ТУ спрятан среди прочей информации. Рядовой потребитель в замешательстве – непонятно по какому нормативному документу изготовлен сам продукт.
Номер ГОСТ Р ИСО указан на видном месте, а номер ТУ среди прочей информации
В целях защиты интересов потребителей Необходима разработка и принятие регламентов на маркировку пищевых продуктов с более жесткими требованиями к размещению информации. 2. Продукция с нарушениями в этой области должна изыматься из оборота. В целях защиты интересов потребителей 1. Необходима разработка и принятие регламентов на маркировку пищевых продуктов с более жесткими требованиями к размещению информации. 2. Продукция с нарушениями в этой области должна изыматься из оборота.
спасибо за внимание!