Повесть "Черный монах" - одно из самых сложных и неоднозначно трактуемых произведений А.П. Чехова. Современники писателя видели в ней разоблачение избраннических идей Д. Мережковского, теорий вырождения Макса Нордау, высмеивание учения Ломброзо о родстве гениальности с безумием. Главный герой повести трактовался как интеллигент, проникнутый декадентскими идеями, как тонкая, нервная, изящная натура, талантливый ученый.
Повесть «Черный монах» была написана А.П.Чеховым в 1893 году. Считается, что Чехов давно хотел написать про манию величия, к которой может привести гениальность. Черный монах – идея, пришедшая к писателю во сне. И, как оказалось, именно эта идея выделила повесть из всех остальных, поставила ее особняком, который сложно было критиковать.
История создания рассказа «Чёрный монах» - самое поэтическое и самое фантастическое произведение Чехова, которое вызвало высокую оценку Л.Н. Толстого и в то же время разноречивые и неуверенные отзывы критиков. Слишком уж необычным был этот рассказ, не вписывающийся в контекст художественного мира писателя. Рождением образа чёрного монаха Чехов обязан … сновидению. Из воспоминаний брата Михаила: « Сижу я как-то после обеда у самого дома… и вдруг выбегает брат Антон и как-то странно начинает ходить и тереть себе лоб и глаза - Я видел сейчас страшный сон. Мне приснился чёрный монах». Этот факт так взволновал Чехова, что он написал рассказ с одноимённым названием. Какую цель преследовал Чехов, выстраивая действие вокруг фигуры призрака, сделав призрак если не главным, то заглавным её героем? «Просто пришла охота изобразить манию величия», – так комментировал замысел своего произведения сам Чехов в письме к А.С. Суворину. Вторым фактором, повлиявшим на создание этого удивительного рассказа, была «Валахская легенда» Гаэтоно Брага, которую любила петь Лика Мизинова, часто бывавшая в Мелихове, где и появился «Чёрный монах». В этом романсе было нечто мистическое.
Сюжет События развиваются в большом и красивом доме Песоцких. Автор много времени уделяет мелочам, описывая быт. Очень много в первых частях повести пейзажей, увиденных глазами Андрея. Таким способом А.П.Чехов показывает праздность и легкость в душе Коврина, радость от встречи с этим местом. К Коврину приходит черный монах из какой-то песни. Монах убеждает Коврина в том, что Коврин – гений, избранный, что он относится к тем немногим, которые ведут народ в счастливое будущее, к бессмертию. Коврин понимает, что монах – это плод его воображения, мощная галлюцинация. Однако, по словам того же монаха, человек с нормальным сознанием – стадное и примитивное существо. И если Коврин хочет остаться избранным, он должен смириться с такой жертвой, как психическое здоровье. Дальнейший ход событий крутится вокруг бесед Коврина с черным монахом. Герой понимает, что монах говорит те вещи, которые давно сидят в голове у Коврина, но которые он не осмеливался воспроизвести. Черный монах быстро становится для него личностью, которая вселяет в Коврина надежду и уверенность, после бесед с ним герой всегда бодр, весел и счастлив. Коврин польщен, все замечают, что он стал весел и бодр. Однажды Таня застает Коврина разговаривающим с пустым креслом. Она убеждает мужа, что тот болен, Коврин начинает лечиться. Жизнь кажется ему пресной, он скучает по разговорам с чёрным монахом. Он расстается с Таней, упрекая её в том, что она заставила его лечиться. Он живёт с другой женщиной, старше его на два года. Вскоре Таня пишет ему письмо, сообщая о смерти отца. Коврина вдруг охватывает беспокойство, ему является чёрный монах. Коврин умирает.
Проблема рассказа – гений и посредственность, гений и толпа. В основе рассказа «Чёрный монах» - дуализм, идеалистическое философское направление, признающее основой мира два независимых начала: материю и дух. Два мира как организующая сила произведения – это мир людей и мир чёрного монаха. Основная тема повести изображение человека, сомневающегося в своей исключительности, человека, со страхом ждущего нового столетия. И подчинены осмыслению этой темы все художественные средства, используемые в произведении.