« Музейная экспозиция – целенаправленная, научно- обоснованная демонстрация музейных предметов, связанных единством содержания, композиционно организованных, откомментированных, технически и художественно оформленных, в совокупности создающих специфический (музейный) образ природных, общественных или культурных явлений и процессов».
«Основная форма музейной коммуникации, образовательные и воспитательные цели которой осуществляются путем демонстрации музейных предметов, организованных, объясненных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений».
Это определение, также не указывает специфику собственно экспозиционной работы по сравнению с другими формами работы с посетителем. Эта специфика как раз проявляется в создании специфической музейной среды, в которую включается затем и посетитель, становящийся как бы участником тех процессов, которые отражает экспозиция.
Суть музейной экспозиции заключается в демонстрации памятников истории и культуры из конкретного музейного собрания, поэтому основу экспозиции составляют музейные предметы. Но наряду с ними в качестве экспозиционных материалов нередко выступают и воспроизведения музейных предметов и вне музейных объектов, то есть предметы, специально созданные для экспонирования вместо музейного предмета или вне музейного объекта, имеющие с ним внешнее сходство и передающие все его существенные черты и свойства. Это копии, репродукции, слепки, муляжи, модели, макеты, научные реконструкции, новоделы, голограммы. Одна из причин их экспонирования связана с тем, что отдельные предметы из музейного собрания не могут долго находиться за пределами фондохранилища, поскольку требуют особого режима хранения и специальных мер защиты, которые невозможно обеспечить в экспозиционных залах.
Копия это предмет, созданный с целью имитации или замены другого предмета, выступающего при этом в качестве подлинника или оригинала. Репродукцией, называют копию живописного, графического или фотографического изображения, сделанную печатным способом, обычно в ином, увеличенном или уменьшенном размере. Точно передают облик подлинника слепки произведений скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Их получают путем снятия с оригинала формы твердой, гипсовой или выполненной из воска, пластилина и других пластических материалов и заливки в нее гипса. Более точными являются слепки, отлитые в гипсовых формах.
President James A. Garfield
Размер, форму, цвет и фактуру подлинника в точности воспроизводят муляжи. Они могут быть выполнены с оригинала по точным его обмерам, но иногда создаются по описаниям или рисункам. При утрате памятника материальной культуры на основе научной реконструкции по сохранившимся фрагментам или описаниям создается так называемые новодел точная копия, выполненная из материала подлинника и в его же размерах. Голограмма это объемная оптическая копия реального объекта, которая создается путем записи изображения предмета на светочувствительную пластину или на пленку с помощью лазерной техники
Этикетка это текст, содержащий название предмета, его атрибутивные данные, то есть сведения о материале, размере, способе изготовления, авторской принадлежности, социальной и этнической среде бытования, историческом и мемориальном значении. В нижней части этикетки необходимы сведения о том, что экспонируется: подлинник или копия.
Для того чтобы облегчить посетителям, самостоятельно осматривающим экспозицию, возможность ориентироваться в ней, используется система указателей. Это план экспозиционных залов, содержащий название каждого из них. В последние годы в экспозициях музеев все более широкое применение находят фоно комментарии. Голоса птиц, животных и различные природные шумы воспроизводятся в краеведческих и естественнонаучных музеях.
Внутри этой группы, являющейся одной из самых крупных, выделяют: общеисторические (истории страны, города, учреждения), археологические музеи, этнографические муз еи, военно-исторические музеи, историко- бытовые музеи, историко-революционные музеи, музеи истории религии, историко-мемориальные.археологические этнографические военно-исторические историко- бытовые историко-революционные истории религии
В фондах общеисторических и краеведческих музеев хранятся археологические, нумизматические, этнографические коллекции, а также коллекции редких книг, предметов быта (мебель, часы, посуда), оружия, произведения изобразительного искусства, вещевые, фото- и документальные материалы по истории края, личные фонды.
Для исторических музеев характерны долговременные экспозиции, а также различные формы выставочной работы. Значительная группа исторических музеев располагается в зданиях, являющихся памятниками истории и культуры, многие имеют филиалы.
В основу построения экспозиции положен проблемно- хронологический принцип. Когда формируешь экспозицию, то часто сам экспонат даёт тему. ограничен временным отрезком
Порядок группировки и организации экспозиционного материала определяет метод построения музейной экспозиции. Первым по времени появления методом построения экспозиций можно считать систематический метод. В результате его применения появляются систематические экспозиции, т.е. экспозиции, построенные в соответствии с классификацией, принятой в определенной профильной дисциплине, отрасли культуры или отрасли общественного производства.
Основная структура систематической экспозиции – типологический (систематический) ряд музейных предметов, отражающий эволюцию тех или иных процессов природы, человеческого общества.
Из исторических музеев чаще всего систематический метод используется при создании экспозиций по археологии: такая экспозиция позволяет проследить преемственность традиций и появление новаций при изготовлении предметов и орудий, увидеть эволюцию технических приемов и т.д.