«Проектирование развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ как условие развития детей всех категорий» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Рябинушка» 2018 г.
Актуальность проблемы Вопрос о проектировании предметно-развивающей среды в ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с новыми подходами, общими положениями, принципами и задачами ФГОС ДО.
Цели. Проектирование развивающей предметно-пространственной среды, способствующей гармоничному развитию и саморазвитию детей в группе ДОУ с последующим ее формированием и доведением в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.
Задачи: Создание развивающей предметно- пространственной среды, обеспечивающую уважение к личности каждого ребенка, развивающую его уверенность к себе, инициативность, творческие способности, самостоятельность и ответственность, умение принимать и осуществлять перемены, критически мыслить, выбирать, ставить и решать задачи, проявлять творчество, фантазию, изобразительность, заботиться о людях, обществе, стране, окружающем мире.
Требования к проектированию развивающей предметно- пространственной среде: Функция сохранения единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования. Функция гуманизации дошкольного образования, ориентирующийся на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве. Функция защиты ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности дошкольного образования. Функция повышения эффективности и качества дошкольного образования. Критериально-оценочная функция.
Психолого-педагогические требования к проектированию развивающей среды в свете ФГОС ДО: Сообразность педагогической ценности. Оптимальность. Гендерная принадлежность. Интегративность. Соответствие развивающей функции. Сертифицированность.
Качественные характеристики игрушек. Учёт основной формы работы с детьми. Продуктивная деятельность. Познавательно – исследовательская направленность. Стимулирование двигательной активности. Региональность. Соответствие реализации образовательных областей.
Принципы развивающей предметно – пространственной среды: Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Принцип стабильности, динамичности. Принцип активности, самостоятельности, творчества. Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.
Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Принцип стабильности, динамичности. Принцип активности, самостоятельности, творчества. Принцип комплексирования и гибкого зонирования. Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого.
Принцип комплексирования и гибкого зонирования Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды. Принцип открытости – закрытости. Принцип учёта половых и возрастных различий детей.
Центры развивающей продуктивно – пространственной среды : Учебный центр; Центр дорожного движения; Центр ролевой игры; Центр искусства; Центр природы и экспериментальной деятельности; Физкультурно-оздоровительный центр;
Центр театрализованной деятельности; Зона математического развития; Зона уединения; Географический центр; Телефон доверия; Центр книги; Музыкальный центр.