«Профессиональная компетентность воспитателей в вопросах здоровьесбережения дошкольников» Доз-14-1 Кочуева Е.Н.
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.
Можно выделить следующие виды здоровьесберегающих технологий в ДО: - медико-профилактические; - физкультурно-оздоровительные; - технологии обеспечения социально- психологического благополучия ребенка; - здоровьесбережения и здоровьясбережения педагогов ДО; - валеологического просвещения родителей; - здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду.
Медико-профилактическая деятельность - обеспечивает сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала ДОО в соответствии с медицинскими требованиями и нормами с использованием медицинских средств. Задачи этой деятельности: - организация мониторинга здоровья детей и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья; - организация и контроль питания детей, физического развития, закаливания; - организация профилактических мероприятий, способствующих резистентности детского организма (иммунизация, полоскание горла противовоспалительными травами, щадящий режим в период адаптации, проветривание). - организация контроля и помощи в обеспечении требований санитарно-эпидемиологических нормативов – Сан Пи Нов - организация здоровьесберегающей среды в ДОО.
Физкультурно-оздоровительная деятельность - направлена на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка. Задачи этой деятельности: - развитие физических качеств; - контроль двигательной активности и становление физической культуры дошкольников, - формирование правильной осанки, профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата; - воспитание повседневной физической активности; - воспитание привычки к здоровому образу жизни; - оздоровление средствами закаливания. Физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется инструктором по физической культуре в образовательной деятельности, утренней гимнастики, физкультминутки, динамические паузы, досуги, физкультурные праздники, оздоровительный бег, дыхательная гимнастика, активный отдых.
Технологии обеспечения социально- психологического благополучия ребенка Задача этой деятельности – обеспечение эмоционального комфорта и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду, семье; обеспечение социально-эмоционального благополучия дошкольника, создание в дошкольном учреждении целостной системы, обеспечивающей оптимальные условия для развития детей с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, состояния соматического и психического здоровья. В данной системе взаимодействуют диагностическое, консультативное, коррекционно-развивающее, лечебно-профилактическое и социальное направления.
Технологии здоровьесбережения и здоровье обогащения педагогов Большое внимание в ДОО должно уделяться подбору и расстановке кадров на группы с учётом их деловых качеств, опыта и психологической совместимости. Педагог, стоящий на страже здоровья ребенка, воспитывающий культуру здоровья ребенка и родителей, прежде всего сам должен быть здоров, иметь валеологические знания, не переутомлен работой, должен уметь объективно оценивать свои достоинства и недостатки, связанные с профессиональной деятельностью, составить план необходимой самокоррекции и приступить к его реализации.
Технологии валеологического просвещения родителей Информационно-просветительская деятельность, выражается в формировании у родителей здорового образа жизни как ценности, а также в знакомстве родителей с различными формами работы по физическому воспитанию в дошкольном учреждении, информировании о состоянии здоровья и физическом развитии, об уровне двигательной подготовленности их ребёнка; привлечении родителей к участию в различных совместных физкультурных досугах и праздниках.
Здоровьесберегающие образовательные технологии - вид деятельности, предполагающий воспитание валеологической культуры, или культуры здоровья, дошкольников. Цель ее – сформировать у детей осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни, накопление знаний о здоровье и развитие умений оберегать его.
Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объясним им, и они будут беречься Януш Корчак