Общение Общение – один из важнейших факторов психического и социального развития ребёнка. Общение педагогическое Общение педагогическое – воздействие на ребёнка с помощью коммуникативных средств, направленных на обеспечение эффективности обучения, на установление гуманных отношений между детьми, на создание здорового благоприятного микроклимата в группе.
Курт Левин Проблема « стилей руководства », « стилей общения » педагогов с детьми была впервые поставлена за рубежом в 30- е годы американским психологом К. Левиным. Предложенная им классификация стилей общения положена в основу работ американских ученых Р. Липпита и К. Уайта, которые выделяют три стиля профессионального общения : демократический, авторитарный и либеральный.
Члены коллектива участвуют в обсуждении задач, стоящих перед ними, решения принимаются совместно.
В отношениях преобладает строгость, жесткие методы руководства, коллектив выступает лишь в роли исполнителей, не участвует в принятии решений.
Отсутствует единая линия и должностная требовательность, каждый предоставлен сам себе.
Н. Е. Щуркова Н. Е. Щуркова выделяет следующие позиции профессионального общения педагога : дистанционная позиция уровневая позиция кинетическая позиция ( кинетика – движение )
Выделяется три основных признака : « далеко », « близко », « рядом ». Дистанция « далеко » означает отсутствие искренности во взаимоотношениях, формальное выполнение своих обязанностей. Педагог, избравший дистанцию « близко », - « друг » для своих воспитанников, реализующий вместе с ними творческие замыслы. Дистанция « рядом » предполагает уважительное отношение к своим профессиональным обязанностям, к своим подопечным, принятие их интересов и чаяний.
Уровневая - характеризует иерархическую связь педагога и воспитанников в их взаимодействии, т. е. это расположенность субъектов друг к другу « по вертикали »: « над », « под », « наравне ».
Предполагает положение человека по отношению к другому в совместной деятельности, в совместном движении к цели : « впереди », « сзади », « вместе ».
Модель «Невмешательство в жизнь ребёнка» Соответствует либерально-попустительскому стилю воспитания. Взрослый, в лучшем случае, занимает позицию наблюдателя, и между ним и ребёнком происходит эмоциональный разрыв. Учебно-дисциплинарная модель Соответствует авторитарному стилю воспитания: взрослый – руководитель и образец. Личностно-ориентированная модель Взрослый не подгоняет развитие ребёнка, а предупреждает возникновение тупиковых ситуаций, обеспечивая ему чувство психологической защищённости, доверия к миру и радости существования.
Таким образом, с точки зрения назначения профессии « педагог »: эталонной можно считать позицию : « рядом », « наравне », « вместе », но чуть « впереди ».