Геометрическая резьба (Блок из 4-х уроков) Практикант Шатунова Алеся Сергеевна ДШИ 16 класс 4
История геометрической резьбы История резьбы по дереву уходит своими корнями к моменту возникновения в человеческом обществе приемов и способов обработки древесины, как самого простого и распространенного материала, а также появления деревянного зодчества. Наши далекие предки знали, что древесина обладает очень ценными качествами: водонепроницаемостью, теплоизоляцией, невысокой плотностью, богатым разнообразием рисунка текстуры. К тому же, древесину удобно обрабатывать и заготавливать. В связи с этим, дерево широко использовалось в быту практически везде от строительства оборонных укреплений до кухонной утвари и сельскохозяйственных орудий.
Наиболее древней считается геометрическая плоскорельефная резьба. Она не только украшала домашнюю утварь и строения, но и имела смысловую, обрядовую нагрузку. Все элементы такой резьбы несли в себе символы стихий и явлений. Нанося их на предметы, украшающие дом, люди надеялись уберечься от влияния злых сил и привлечь светлые силы: жизни, плодородия и долгоденствия. Резьбой украшали деревянные суда, избы, мебель, посуду, ткацкие станки и прялки.
Элементы, составляющие композиции трехгранно- выемчатой резьбы,- треугольники, прямоугольники, трапеции, квадраты и ромбы. Имея в своем арсенале этот скупой набор геометрических элементов, народные мастера умеют составлять композиции, которые удивляют разнообразием рисунка. Интересно и то, что сложнейшие композиции резьбы не нарушают форму предмета, а органически вписываются в него.
Основные виды узоров в геометрической резьбе: 1. Треугольники 2. Цепочка 3. Витейка 4. Змейка 5. Сколышки 6. Чешуйки 7. Елочка 8. Квадраты 9. Соты 10. Звездочки 11. Лесенка 12. Куличики 13. Ромбы 14. Сияния
Элементы резьбы Самые простые элементы геометрической резьбы - это двугранные прямолинейные или криволинейные выемки. Более широкое применение имеют трёхгранные выемки и скобчатые порезки, а четырёхгранные выемки разных форм используются для создания крупных элементов резьбы.
Геометрическая резьба предполагает использование минимального набора инструментов А) Нож-косяк (имеет скошенное лезвие) Б) Прорезиненный коврик для устойчивого расположения дощечки В) Карандаш, линейка, циркуль, стирательная резинка Приемы работы резаком наиболее просты и понятны. Именно поэтому изучение техники всех видов резьбы начинается с изучения техники геометрической резьбы. Сначала изучаются более простые и чаще применяемые приемы, а затем более трудные.
Плохо заточенный косяк мнет, а не режет древесину. Резьба от этого имеет неряшливый, малопривлекательный вид. Даже отлично составленная композиция узора может быть загублена плохим исполнением. Поэтому работать нужно только хорошо заточенным косяком.
Этапы выполнения резьбы А - разметка; Б - накалывание; В – подрезка
Техника безопасности !!! Нельзя резать на себя, а также нужно следить, чтобы по ходу движения инструмента не находилась свободная рука. Освещение в рабочем помещении должно быть достаточным и располагаться так, чтобы во время работы резчик не загораживал его своим телом. Нельзя проверять остроту заточки инструмента пальцем (для этого есть деревянный брусок). Инструменты следует всегда класть на свое место. Нельзя выполнять резьбу на весу без упора, держа изделие на коленях или упираясь им в грудь. Если работа идет за обычными столами, в целях обеспечения большей безопасности за столом должен работать один ученик. Передавать друг другу стамески не рекомендуется. Даже если передавать ее ручкой вперед, берущий может невольно толкнуть стамеску и она поранит руку дающего. Лучше при передаче положить стамеску на стол ближе к тому, кому она нужна. И тот сам возьмет инструмент.
Мягкая: липа, осина, сосна. Древесина бывает мягкая, твердая и очень твердая. Резьбу лучше всего выполнять на мягкой древесине.
Твердая: береза, дуб, бук, ясень.
Очень твердая: тис, белая акация, граб.
Основные правила геометрической композиции Геометрический узор должен быть симметричным, в противном случае теряется вся композиция изображения. Повторы обязательны. Между элементами резьбы должен оставаться «воздух» – свободное пространство дерева. Для того, чтобы не случалось перегруза и глазу было за что «зацепиться» в процессе рассмотрения изделия. Гармония между мелкими и крупными элементами композиции.
Этапы выполнения итоговой групповой работы 1) Эскизы в натуральную величину 1:1. Создание композиции в рамках заданной формы (круг, квадрат, прямоугольник) 2) Практическая работа. 3) Оформление работ в единое панно.