«Игрушки и игры дошкольника» Педагог-психолог Юдина О.Н.
«Чтобы вырасти здоровым ребенком, детям не требуется уметь читать – им требуется уметь играть!» «Чтобы вырасти здоровым ребенком, детям не требуется уметь читать – им требуется уметь играть!»
Игрушки дошкольника
Игрушка должна стимулировать осмысленную активность ребенка. Развивающий и образовательный ее эффект определяется прежде всего характером игрового действия. Чтобы игрушка несла свою развивающую роль, она должна быть не просто привлекательной, но и открытой для проявления разнообразных форм активности ребенка. Главная функция игрушки – активизация детской деятельности.
КАКИЕ БЫВАЮТ ИГРУШКИ?
Классификация игрушек по возрастному назначению игрушки подразделяют на три основные группы : по возрастному назначению игрушки подразделяют на три основные группы : для детей ясельного возраста (до 3 лет); для детей ясельного возраста (до 3 лет); для детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) для детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет) для детей школьного возраста (от 6 до 14 лет) для детей школьного возраста (от 6 до 14 лет) по материалу изготовления (деревянные, пластмассовые, резиновые, меховые и т.п.); по материалу изготовления (деревянные, пластмассовые, резиновые, меховые и т.п.);
по педагогическому назначению: по педагогическому назначению: развивающие первоначальные движения и восприятия; развивающие первоначальные движения и восприятия;
знакомящие детей с предметами и образами окружающего мира; знакомящие детей с предметами и образами окружающего мира;
способствующие умственному развитию; способствующие умственному развитию;
знакомящие детей с трудовыми процессами и развивающие первоначальные трудовые навыки; знакомящие детей с трудовыми процессами и развивающие первоначальные трудовые навыки;
способствующие художественному и музыкальному развитию детей; способствующие художественному и музыкальному развитию детей;
способствующие физическому развитию способствующие физическому развитию
Игрушки из реальной жизни
Игрушки, помогающие выплеснуть агрессию
Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения
Развивающие: настольно- печатные, Дьенеша, Кюизенера …
Игры дошкольника
Общая характеристика ИГРА – самоценная деятельность для дошкольника; для дошкольника; ИГРА- деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально осваивает всю систему человеческих отношений; ИГРА – деятельность, доставляющая удовольствие. доставляющая удовольствие.
Раннее детство (1-3 года) игра представляет собой предметно-манипулятивную деятельность, целью которой является приспособление к физическим свойствам предметов. Дошкольное детство (3-7 лет)- сюжетно-ролевая игра Младший дошкольник (3-4) Сюжетная игра с помощью различных предметов и игрушек. Игра осуществляется в одиночку либо коллективно. Старший дошкольник (5-7) Сюжетно-ролевая игра со сверстниками. Героями игры становятся сами дети. Особенности игр в дошкольном возрасте
Возможности игры огромны, они : Развивают познавательные процессы личности – внимание, память, восприятие, мышление, воображение; Тренируют наблюдательность и ум; Развивают творческие способности у детей; Формируют эмоционально-чувственную сферу личности дошкольника; Способствуют познанию ребенком самого себя и побуждают его к самосовершенствованию; Учат самодисциплине, настойчивости, выдержке – всем тем качествам, без которых трудно достигать поставленных целей и задач.
Какие бывают игры ?
Традиционная классификация. Два основных типа игр: Творческие или игры со скрытыми правилами (сюжетно-ролевые игры, в которых действия и поведение играющих определяется сюжетом и ролью, правила содержатся в них в скрытом виде); с открытыми (фиксированными) правилами (дидактические, подвижные, развивающие и т.д.)
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА
Компоненты сюжетно-ролевой игры замысел, т.е. воображаемая ситуация (это образ игры; ее модель, возникающая в результате перенесения реальных значений и отношений с одних объектов на другие, расположенные в поле игрового действия); сюжет игры - последовательность воспроизводимых детьми действий, событий, отражающих содержание игры (характер тех действий и отношений, которыми связаны участники игры); игровые роли - игровая позиция ребенка, в которой он отождествляет себя или другого участника игры с каким- либо персонажем воображаемой ситуации; игровые действия - действия персонажей воображаемой ситуации.
ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ИГРА
РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ
КОНСТРУКТОРСКИЕ ИГРЫ
ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ
Дидактические игры
НАСТОЛЬНО- ПЕЧАТНЫЕ ИГРЫ СЛОВЕСНЫЕИГРЫ С ИГРУШКАМИ И ПРЕДМЕТАМИ С ИГРУШКАМИ И ПРЕДМЕТАМИ
Содержанием дидактических игр является окружающая действительность
Элементы дидактической игры: * дидактическая задача *содержание *правила *игровые действия *результат игры
Дидактические игры развивают: Дидактические игры развивают: - любознательность; - умение самостоятельно решать умственные задачи; - способствуют созданию стойких игровых коллективов; - воспитывают умение сдерживаться, управлять своим поведением.
Несколько полезных советов по организации игровой деятельности детей Не заменять игру другими видами деятельности. Собирайте как особую ценность любимые игры детей: развивающие, коммуникативные, терапевтические, соревновательные, игры- импровизации. Включайте игру во все сферы жизни ребёнка. Радуйтесь, если ребёнок пригласил Вас в игру, это хороший знак доверия и принятия с его стороны. Играя с детьми, постарайтесь не быть взрослыми. Не наказывайте ребёнка лишением игры. Если ребёнок нарушает правила игры, постарайтесь к этому отнестись спокойно, это может быть поводом для доброжелательного разговора, объяснения. Не препятствуйте объединению детей разного возраста в единое игровое сообщество, прогулка для этого наилучшее условие. Избегайте насильственного распределения ролей, лучшая психологическая помощь – это ознакомление с различными сферами действительности. Готовясь к очередному рабочему дню, помните, что новая игра – это лучший подарок детям.