Русская литература XX века
В русской литературе XX столетия можно выделить несколько периодов. Первые два десятилетия получили название "серебряного века": это эпоха бурного развития литературных направлений. Литература этого периода затрагивала глубокие противоречия, возникшие в обществе того времени. Писателей перестали устраивать классические каноны, начался поиск новых форм, новых идей. На передний план выходят общечеловеческие, философские темы о смысле бытия, о нравственности, о духовности. Все больше стало появляться религиозных тем. Четко обозначились два основных литературных направления:
Реализм Направление в литературе и искусстве, цель которого - правдивое воспроизведение действительности. Реальность является средством познания человеком себя и окружающего мира. Реализму присущи стремление рассматривать действительность в развитии, способность обнаруживать развитие новых социальных, психологических и общественных отношений. Максим Горький Куприн Александр Леонид Андреев Иван Бунин
Модернизм Литературное направление, основной задачей которого является проникновение в глубины сознания и подсознания человека, изучение работы памяти, особенностей восприятия окружающего. Символизм. Искусство постижения мирового единства через символы. Символисты понимали творческий процесс как подсознательное проникновение в тайные смыслы. И передать эти тайные смыслы можно не прямо, а только с помощью символа, потому что тайна бытия не может быть передана обычным словом. Символистов делят на старших ( В. Брюсов, К. Бальмонт, Д. Мережковский, 3. Гиппиус, Ф. Сологуб ) и младших ( А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов )
Акмеизм Такое направление модернизма в литературе, как акмеизм, возникло в противовес символизму и провозгласило стремление к ясности взгляда на мир, который ценен сам по себе. Они декларировали возврат к изначальному слову, а не символический его смысл.
Футуризм Появление русского футуризма принято считать с 1910 г., когда был напечатан первый футуристический сборник «Садок Судей». Его создателями были Д. Бурлюк, В. Хлебников и В. Каменский. Футуристы мечтали о появлении сверх искусства, которое в корне изменит мир. Это авангардное течение отличалось категоричным отрицанием предшествующего и современного искусства, смелыми экспериментами в области формы, эпатажным поведением его представителей.
Имажинизм Литературное течение в русской поэзии XX века, представители которого заявляли, что цель творчества состоит в создании образа. Основное выразительное средство имажинистов метафора, часто метафорические цепи, сопоставляющие различные элементы двух образов прямого и переносного. Имажинизм возник в 1918 году, когда в Москве был основан «Орден имажинистов». Создателями «Ордена» стали Анатолий Мариенгоф, Вадим Шершеневич и входивший ранее в группу новокрестьянских поэтов Сергей Есенин.
После прихода к власти Сталина случился "великий перелом" : представители интеллигенции были подвергнуты репрессиям, а существование жесточайшей цензуры замедлило развитие литературы. С началом Великой Отечественной войны в русской литературе появилось новое направление военное. Изначально были популярны жанры, близкие к журналистике – очерки, репортажи. Позднее появятся монументальные полотна, запечатлевшие все ужасы войны и борьбы с фашизмом. Это произведения Ф. Абрамова, В. Астафьева, В. Быкова и др. Вторая половина XX столетия характеризуется многоплановостью и противоречивостью. Во многом это обусловлено тем, что развитие литературы во многом определялось правящими структурами. С распадом СССР канули в прошлое жесткая цензура и идеологическая направленность. Обретенная свобода породила множество новых писателей и направлений.