Министерства высшего и средне-специального образования Республики Узбекистан Региональный центр повышения квалификации и переподготовки работников системы народного образования при Термезском государственном университете Инклюзивное образование Бикмулина Азиза Эльдаровна Бикмулина Азиза Эльдаровна
Введение Убежденность в том, что каждый ребенок имеет право на качественное образование, которое уважает его или ее достоинство и способствует оптимальному развитию, лежит в основе подхода ЮНИСЕФ к образованию на основе прав человека. Получение качественного образования - это право каждого ребенка. В Конвенции о правах ребенка (КПР) и Конвенции о правах инвалидов (КПИ) четко выражена цель обеспечения качественного образования для всех и важность обеспечения необходимой целостной поддержки для развития потенциала каждого ребенка. Качественного образования можно достигнуть только тогда, когда каждый ребенок (в том числе наиболее уязвимые и исключенные дети) посещает школу и получает инклюзивное качественное образование, которое обеспечивает их навыками, необходимыми для жизни.
Инклюзивное образование: основание, история возникновения и концепция развития Инклюзивное образование: основание, история возникновения и концепция развития За рубежом, начиная с 1970-х гг., ведется разработка и внедрение пакета нормативных актов, способствующих расширению образовательных возможностей инвалидов. В недавней истории образовательной политики США и Европы получили свое развитие несколько подходов: десегрегация школ, расширение доступа к образованию (widening participation), интеграция, мейнстриминг (mainstreaming), инклюзия (от англ. inclusion - включение). В США с 1875 по 1914 годы вводилось обязательное школьное образование, в связи с этим были сформированы классы для детей, которые считались умственно недоразвитыми, а также для тех, кого полагали «неисправимыми за их поведение», глухих или физических инвалидов В 1990-е годы в США принимается закон об образовании для всех детей с инвалидностью, с его принципом индивидуализированного обучения, а также закон об образовании индивидов с инвалидностью.
Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Статья 15. Формы получения инвалидами образования, профессиональной подготовки и повышения квалификации Получение образования, профессиональная подготовка и повышение квалификации инвалидов осуществляются в следующих формах: с отрывом и без отрыва от производства, экстерната, дистанционного обучения, получения образования в семье и самообразования на основе государственных образовательных стандартов. Статья 17. Общее среднее, среднее специальное, профессиональное и высшее образование инвалидов ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН О СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ИНВАЛИДОВ В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН Дошкольное образование детей-инвалидов осуществляется в дошкольных образовательных учреждениях. В случае, если здоровье детей-инвалидов исключает возможность их пребывания в дошкольных образовательных учреждениях, дошкольное образование детей-инвалидов осуществляется в специализированных образовательных учреждениях, в том числе домах-интернатах. Статья 16. Дошкольное образование детей-инвалидов Общее среднее, среднее специальное, профессиональное и высшее образование инвалидов осуществляется во всех образовательных учреждениях, а при необходимости в специализированных образовательных учреждениях. Для детей-инвалидов, проходящих курс лечения в стационарных лечебно-профилактических или реабилитационных учреждениях, организуются учебные занятия.
Закон Республики Узбекистан «Об образовании», гарантирует право каждого ребенка на получения образования, а Закон «О гарантиях прав ребенка» предусматривает дополнительные льготы на получение образования детей с особыми потребностями. Таким образом, законодательная база, созданная в нашей стране в годы независимости, является необходимой основой для дальнейшего развития инклюзивного образования в республике. Указу Президента Республики Узбекистан «О мерах по кардинальному совершенствованию системы государственной поддержки лиц с инвалидностью» Ташкент, 1 декабрь 2017 год. Законодательные основы Инклюзивного образования
Инклюзивное образование (включающее)- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Инклюзивное образование (включающее)- процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.
Инклюзивное ( включающее ) образование Инклюзивное ( включающее ) образование дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива школы. дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива школы. Инклюзивное ( включающее ) образование обладает ресурсами, направленными на Инклюзивное ( включающее ) образование обладает ресурсами, направленными на стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива. стимулирование равноправия обучающихся и их участия во всех делах коллектива. Инклюзивное ( включающее ) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения. Инклюзивное ( включающее ) образование направлено на развитие у всех людей способностей, необходимых для общения.
Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми принципах: Инклюзивное (включающее) образование базируется на восьми принципах: 1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений. способностей и достижений. 2. Каждый человек способен чувствовать и думать. 3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным. 4. Все люди нуждаются друг в друге. 5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений. 6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников. 7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее в том, что они могут делать, чем в том, что не могут. 8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Правила инклюзивной школы : Все ученики равны в школьном сообществе. Все ученики равны в школьном сообществе. Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня. Все ученики имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня. У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей. У всех учеников должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей. Планируется и проводится эффективное обучение. Планируется и проводится эффективное обучение. Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников. Работники, вовлеченные в процесс образования, обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т.е. социальную интеграцию среди сверстников. Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика. Программа и процесс обучения учитывает потребности каждого ученика. Семьи активно участвуют в жизни школы. Семьи активно участвуют в жизни школы. Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности. Вовлеченные работники настроены позитивно и понимают свои обязанности.
Дети с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) – это дети, имеющие недостатки в физическом и (или) психическом развитии. Разичают следующие категории детей с нарушениями в развитии: Разичают следующие категории детей с нарушениями в развитии: 1 ) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 1 ) дети с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); 2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); 2) дети с нарушениями зрения (слепые, слабовидящие); 3) дети с нарушениями речи; 3) дети с нарушениями речи; 4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети); 4) дети с нарушениями интеллекта (умственно отсталые дети); 5) дети с задержкой психического развития (ЗПР); 5) дети с задержкой психического развития (ЗПР); 6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП); 6) дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата (ДЦП); 7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы; 7) дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы; 8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений). 8) дети с множественными нарушениями (сочетание 2-х или 3-х нарушений).
Инклюзивное образование требует поддержки со стороны профессионалов Инклюзивное образование требует поддержки со стороны профессионалов В идеале такая команда состоит из: В идеале такая команда состоит из: 1. Педагога 1. Педагога 2. Психолога 2. Психолога 3. Логопеда 3. Логопеда 4. Дефектолога 4. Дефектолога 5. Тьютора 5. Тьютора 6. Социального работника 6. Социального работника 7.Врача-педиатра 7.Врача-педиатра 8. Специалистов по охране и гигиене труда 8. Специалистов по охране и гигиене труда 9. Ассистента педагога (сопровождающего) 9. Ассистента педагога (сопровождающего)
Школьное оборудование: вход в школу; вход в школу; внутреннее пространство школы; внутреннее пространство школы; школьная раздевалка; школьная раздевалка; школьная столовая; школьная столовая; школьный туалет; школьный туалет; спортивный зал; спортивный зал; школьная библиотека; школьная библиотека; классные кабинеты; классные кабинеты; территория школы. территория школы.
Существующие барьеры: Существующие барьеры: Архитектурная недоступность школ. Архитектурная недоступность школ. Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми. Дети с особыми образовательными потребностями часто признаются необучаемыми. Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах. Большинство учителей и директоров массовых школ недостаточно знают о проблемах инвалидности и не готовы к включению детей- инвалидов в процесс обучения в классах. Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки. Родители детей инвалидов не знают, как отстаивать права детей на образование и испытывают страх перед системой образования и социальной поддержки.
Обычный учитель может быть успешен при условии, если: он достаточно гибок; он достаточно гибок; ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы; ему интересны трудности и он готов пробовать разные подходы; он уважает индивидуальные различия; он уважает индивидуальные различия; он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива; он умеет слушать и применять рекомендации членов коллектива; он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе; он чувствует себя уверенно в присутствии другого взрослого в классе; он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде. он согласен работать вместе с другими учителями в одной команде.
Другие варианты обучения детей с особыми образовательными потребностями Другие варианты обучения детей с особыми образовательными потребностями спецшколы и интернаты; спецшколы и интернаты; коррекционные классы общеобразовательных школ; коррекционные классы общеобразовательных школ; домашнее обучение; домашнее обучение; дистанционное обучение. дистанционное обучение.
Любите детей, они радости жизни!