Н РАВСТВЕННЫЕ ИСКАНИЯ ГУМАНИСТОВ ЭПОХИ В ОЗРОЖДЕНИЯ И ЭТИКА « РАЗУМНОГО ЭГОИЗМА » Н ОВОГО ВРЕМЕНИ
Возрождение (во французском варианте названия – Ренессанс) является переходным периодом от Средневековья к Новому времени, длившимся три века – XIV-й по XVI-й. теперь этика вдохновлялась преимущественно произведениями Платона Возрождение
Главное нравственное движение этой эпохи - "гуманизм". – указание на высочайшее достоинство человека; понимание его как венца творения – вера в безграничные творческие способности личности, способной изменить мир к лучшему; – интерес к повседневной человеческой жизни, к различию культурных традиций и нравственных устоев; – защита политических свобод, республиканского устройства; – свободомыслие, желание познавать без диктата церкви или иного внешнего авторитета, дерзание свободного духа, уверенного в своих силах.
Философские концепции. Лоренцо Валла ( ). Ключевая фигура для этики Возрождения, отразившая в своих рассуждениях многие противоречия нравственного сознания своей эпохи. Ему принадлежит несколько трактатов по различным вопросам практической философии. Наиболее показательно самое крупное произведение "Об истинном и ложном благе".
Джордано Бруно ( ). В центре философии Бруно – идея о бесконечности мира и познавательных способностей человека. Выбирая путь философа, человек способен проникнуть в тайну творения и стать созерцателем божественного замысла о мире. Путь человека в познании себя и мира – это и есть путь к Богу. Как и на многих мыслителей Возрождения, на Бруно огромное влияние оказал платонизм. В его произведениях "Изгнание торжествующего зверя", "О бесконечности, вселенной и мирах", "О героическом энтузиазме" звучат призывы к пренебрежению суетой мира и призыв к познанию божественного творения.
этическая теория, предполагающая: 1)что все человеческие поступки имеют основанием эгоистический мотив (желание блага себе), 2) что разум позволяет выделить из общего объема побуждений такие, которые составляют правильно понятый личный интерес, т.е. обнаружить ядро тех эгоистических мотиваций, которые соответствуют разумной природе человека и общественному характеру его жизни. что себялюбие есть единственное основание, на котором можно построить фундамент полезной нравственности. Этика разумного эгоизма
Мир духовный подчинен законам интереса. От природы человек ни зол, ни добр, - он просто всегда следует своему самому сильному интересу. Человеческий эгоизм и стремление к осуществлению своих интересов есть единственный подлинный мотив человеческих поступков Добродетель, справедливость, честность есть не отказ от эгоизма и собственного интереса, а редкое и счастливое совпадение его с интересами общественными. Опираясь на эту природную силу себялюбия, французские моралисты стремятся найти возможность сделать человека общественно полезным существом, который, преследуя свой частный интерес, одновременно осуществлял бы общественное благо.
По мнению К.А. Гельвеция, рациональный баланс между эгоистической страстью индивида и общественным благом не может сложиться естественно. Лишь бесстрастный этический законодатель, с помощью государственной власти, используя награды и наказания, может добиться создания закона, обеспечивающего пользу «возможно большего числа людей» и «основывающего добродетели на выгоде отдельного индивида».
Подробную разработку учение разумного эгоизма получило в поздних работах Л.Фейербаха. Нравственность, по Фейербаху, опирается на чувство собственного удовлетворения от удовлетворения Другого – основной моделью его концепции служит взаимоотношение полов.
Разумно-эгоистическая концепция Η.Г.Чернышевского опирается на такую антропологическую трактовку субъекта, согласно которой истинное выражение полезности, тождественной добру, состоит в «пользе человека вообще». Благодаря этому при столкновении частного, корпоративного и общечеловеческого интересов должен превалировать последний.