Финансовый Унивеситет при Правительстве РФ Группа Б4-5 Кумыков Альберт Равчеева Ольга
Внешние заимствования Российской Федерации представляют собой займы, привлекаемые от физических и юридических лиц, ииностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте, по которым возникают долговые обязательства РФ как заемщика или гаранта погашения займов другими заемщиками, выраженные в иностранной валюте (ст. 89 БК РФ).
Внешний долг Российской Федерации составляют обязательства, возникающие в иностранной валюте (ст. 6 БК РФ). Государственный внешний долг образуется посредством осуществления внешних заимствований.
Предельные объемы государственного внешнего долга на очередной финансовый год утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год с разбивкой долга по формам обеспечения обязательств.
Основной формой рыночных инструментов внешних заимствований российского государства являются облигации, выраженные в иностранной валюте. Различают облигации в иностранной валюте и еврооблигации. Еврооблигации - это ценные бумаги, эмитированные в валюте, отличной от национальной денежной единицы эмитента и имеющие средне- или долгосрочное обращение на территории ииностранных государств, кроме страны эмитента.
Правовой режим кредитования ииностранных государств Российской Федерацией определен в гл.15 БК РФ.
Предоставление государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям является исключительной прерогативой Российской Федерации. Пределы и объемы предоставления государственных кредитов на очередной финансовый год определяются федеральным законом о бюджете. Сведения о размерах и структуре долга ииностранных государств перед Российской Федерации по видам долговых обязательств и по заемщикам представляются в Государственную Думу в составе документов и материалов, представляемых одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Кредиты иностранным государствам и иным субъектам международного права предоставляются на основании программы предоставления Российской Федерацией государственных кредитов иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям за счет средств федерального бюджета. Программа представляет собой перечень кредитов на очередной финансовый год с указанием цели предоставления кредитов, наименования их получателей, общего объема кредитов, объема кредитов, предоставленных в данном финансовом году. Программа предоставления государственных кредитов на очередной финансовый год утверждается при рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год в третьем чтении в качестве отдельного приложения к этому закону.
Выделение ииностранных государственных кредитов осуществляется на основании подписания соответствующего межправительственного соглашения (договора) с заемщиком. Договоры о предоставлении государственных кредитов Российской Федерацией подлежат утверждению Федеральным Собранием в форме федерального закона: если предусмотренные этими договорами государственные кредиты не включены в программу предоставления Российской Федерацией государственных кредитов и (или) предоставляемые по ним финансовые средства превышают сумму, эквивалентную 10 млн. долл. США, на весь срок кредита; если исполнение таких договоров требует увеличения предельного объема предоставления государственных кредитов, утвержденных федеральным законом о федеральном бюджете; по другим основаниям, предусмотренным законодательством РФ (ст. 126БКРФ). Действующее законодательство предусматривает возможность регулирования долга иностранных государств перед Российской Федерацией. В части регулирования отношений по государственному кредиту допускается возможность реструктуризации долга ииностранных государств.
Под реструктуризацией долга ииностранных государств перед Российской Федерацией понимается погашение иностранными государствами своих долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований (принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых обязательств с установлением иных условий обслуживания долговых обязательств и сроков их погашения. Реструктуризация долга ииностранных государств перед Российской Федерацией может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы задолженности (ст. 124 БК РФ). Договоры о реструктуризации задолженности или списании задолженности ииностранных государств перед Российской Федерацией подлежат ратификации Государственной Думой, за исключением случаев реструктуризации задолженности и ее списания в рамках участия Российской Федерации в международных финансовых организациях и финансовых клубах на условиях, общих и единых для всех участников этих организаций и клубов.