Основные сведения о системе 1С: Предприятие
Система 1С:Предприятие 8 представляет собой совокупность механизмов, предназначенных для манипулирования различными типами объектов предметной области. Набор объектов, структуры информационных массивов, алгоритмы обработки информации, соответствующих поставленной задаче, определяет конкретная конфигурация. Вместе с конфигурацией система 1С:Предприятие 8 выступает в качестве уже готового к использованию программного продукта, ориентированного на определенные типы предприятий и классы решаемых задач.
Функционирование системы делится на два процесса - разработка (описание модели предметной области средствами системы) и исполнение (обработка данных предметной области). На этапе разработки производится: формирование структуры обрабатываемой информации; создание форм для ввода исходных данных, просмотра различных списков данных; организуется хранение введенной и итоговой информации; производится написание отчетов и обработок; формируется командный интерфейс для различных групп пользователей; ведется список пользователей, пользователям назначаются определенные права. Результатом разработки является программный продукт (конфигурация), которая представляет собой модель предметной области.
В режиме конфигурирования можно создавать новые конфигурации, редактировать имеющиеся, а также производить сравнение и объединение нескольких конфигураций. На этапе разработки система оперирует такими универсальными понятиями (объектами), как Документ, Журнал документов, Справочник, Реквизит, Форма, Регистр и другие. Совокупность этих понятий и определяет концепцию системы. В свою очередь, процесс конфигурирования распадается на несколько составляющих (деление носит условный характер), определяющих последовательность написания и назначение томов описания. Это «визуальное» конфигурирование (создание структуры конфигурации, форм диалогов и выходных документов, механизм работы пользователей с данными (интерфейс) и права доступа различных групп пользователей к различной информации) и написание программ на встроенном языке 1С: Предприятие для обработки входных и выходных данных.
В процессе исполнения система уже оперирует конкретными понятиями, описанными на этапе конфигурирования (справочниками товаров и организаций, счетами, накладными и т.д.). При работе пользователя в режиме 1С:Предприятие обработка информации выполняется как штатными средствами системы, так и с использованием алгоритмов, созданных на этапе конфигурирования.
Основу концепции составляет понятие конфигурация. Конфигурацией в системе 1С:Предприятие 8 называется совокупность взаимосвязанных составных частей: подсистемы; структуры учетных данных, их форм ввода, выбора, печати; состава механизмов учета итоговых данных и движений учетных данных; состава различных отчетов и обработок; командный интерфейс; набора ролей (прав доступа); набора общих процедур и функций (модуль приложения, модуль управляемого приложения, модуль внешнего соединения, модуль сеанса, общие модули), макетов табличных документов и др.; вспомогательных объектов: функциональных опций и их параметров, хранилищ настроек, средства работы с Web (Web-сервисы, WS-ссылки), а также различная вспомогательная информация (картинки, шаблоны, стили и т.д.).
ОБЪЕКТ КОНФИГУРАЦИИ Под объектом конфигурации в системе 1С: Предприятие 8 понимается формальное описание группы понятий (предметной области, средств взаимодействия пользователя с системой) со сходными характеристиками и одинаковым предназначением.
Следует иметь в виду, что объект конфигурации описывает не конкретное значение, а только его вид. Например, справочник Физические лица описывает не конкретного человека, а содержит перечень реквизитов (набор видов характеристик о физическом лице), а также формы для ввода их значений, формы просмотра списков и макеты для печати информации. Другими словами, в конфигурации создается схема описания, с помощью которой учитываются все однородные объекты предметной области (в приведенном примере справочника Физические лица одно описание используется как для Петрова, Иванова, так и для любого другого физического лица). Реализованный в системе 1С:Предприятие 8 при помощи объекта конфигурации компьютерный аналог конкретного понятия предметной области будем называть объектом конфигурации.
Свойства объекта конфигурации Каждый объект конфигурации обладает уникальным набором свойств. Этот набор описан на уровне системы и не может быть изменен в процессе настройки конфигурации задачи. Набор свойств объекта конфигурации определяется в основном его назначением в системе 1С:Предприятие 8.
Главным свойством любого объекта конфигурации является имя - краткое наименование объекта конфигурации. При создании нового объекта конфигурации ему автоматически присваивается условное имя, состоящее из слова, определяемого по виду объекта, и цифры (например, при создании реквизита создается реквизит с именем Реквизит 1, при создании документа - Документ 1 и т.д.). Это имя можно изменить в процессе редактирования свойств объекта конфигурации, при этом система отслеживает уникальность имен. Имя объекта конфигурации не может быть пустым.
Некоторые свойства из всего набора свойств, присущих объекту конфигурации, доступны для редактирования и могут быть так или иначе изменены в процессе конфигурирования системы. Характер изменений и их пределы также задаются на уровне системы. Специалист, осуществляющий конфигурирование системы, целенаправленным изменением свойств объекта конфигурации может добиться требуемого поведения объекта при работе системы. Однако такие изменения не затрагивают сущности объекта и не позволяют добиться от него действий, не свойственных объектам данного типа.
Основные виды объектов конфигурации Объекты типа Константа. Информация, хранящаяся в константах, редко изменяется, но, как правило, часто используется в работе. Например, в константах может храниться наименование предприятия, его ИНН, фамилии директора и главного бухгалтера и другая подобная информация. В системе может быть описано неограниченное количество констант.
Для работы с постоянной и условно постоянной информацией с некоторым множеством значений в системе используются объекты типа Справочник. Перечисления используются в системе 1С:Предприятие 8 для описания постоянных наборов значений, не изменяемых в процессе работы конфигурации. На этапе конфигурирования можно описать практически неограниченное количество видов перечислений. В отличие от справочника, значения перечислений задаются на этапе конфигурирования и не могут быть изменены на этапе исполнения. Одной из главных особенностей перечислений, отличающей их от справочников, является то, что набор значений перечисления не изменяется при работе конечного пользователя с программой. В отличие от перечислений, для справочников конкретные значения обычно вводятся пользователем при работе с программой, например: наименования товаров, контрагентов и прочее.
Документы предназначены для отражения хозяйственных событий предприятия, которые имеют отношение к автоматизируемой предметной области. В процессе конфигурирования настраивается произвольное количество видов документов. Каждый вид документа может иметь неограниченное количество реквизитов и табличный частей. Несколько табличных частей требуются в тех случаях, когда одним документом необходимо зарегистрировать разные по сути, но связанные события, например: отразить поступление товара на склад и зарегистрировать понесенные дополнительные затраты - оплату транспорта, грузчиков и др.
Все документы характеризуются номером, датой и временем. При настройке для документа также задаются длина номера документа, условия поддержки уникальности номеров и другие. Документы играют центральную роль для основных механизмов, реализуемых системой. Все документы образуют единую хронологическую последовательность. Фактически она отражает реальную последовательность событий. Внутри даты последовательность документов определяется их временем, при этом время документа является не столько средством отражения реального (астрономического) времени ввода документа, сколько средством, позволяющим четко упорядочить документы внутри одной даты. Данные, вводимые в документ (в реквизиты и табличные части документа), обычно содержат информацию о происшедшем событии: например, в накладной информацию о том, с какого склада, каких товаров и сколько отгружено, какие дополнительные затраты произведены при приобретении товаров.
Журналы документов предназначены для просмотра документов разных видов. Каждый вид документа может быть показан в нескольких журналах. Журнал документов не добавляет новых данных в систему, а является средством для отображения в едином списке документов нескольких видов. Например, может быть создан журнал Складские документы, в котором будут отображаться все приходные и расходные накладные и накладные на внутреннее перемещение. Для журнала могут быть определены графы журнала, предназначенные для отображения реквизитов документов разного вида, отнесенных к данному журналу. Например, журнал торговых документов может содержать графу Контрагент, в которой будет отражаться реквизит Комитент документа Прием на комиссию, реквизит Организация документа Приходная накладная и т. д. Каждый журнал может иметь неограниченное число форм визуального представления и печатных форм.
Для описания отчетов и процедур обработки информации на этапе конфигурирования может быть создано неограниченное число отчетов и обработок. Отчеты и обработки могут иметь несколько форм, предназначенных, например, для ввода параметров формирования отчета или параметров обработки данных. Например, для выдачи складской справки - выбор конкретного склада. Алгоритм получения отчета может описываться с использованием встроенного языка или формироваться системой автоматически, в случае использования системы компоновки данных. Для вывода отчетов может быть использован как текстовый формат, так и специализированный табличный формат отчетов (макеты). Система также поддерживает возможность разработки внешних обработок, хранящихся не в самой конфигурации, а в отдельных файлах.
Регистры предназначены для хранения и обработки различной информации, отражающей хозяйственную или организационную деятельность предприятия и не имеющей объектной природы. В регистрах обычно хранится информация об изменении состояний объектов или другая информация, не отражающая непосредственно объекты предметной области. Например, в регистрах может храниться информация о курсах валют или информация о приходе и расходе товаров. В системе 1С:Предприятие 8 существует 4 вида регистров: 1. регистры сведений, 2. регистры накопления, 3. регистры расчетов, 4. регистры бухгалтерии.
Реквизиты - дополнительная информация об объекте, доступная только в пределах этого объекта. Табличные части - наборы дополнительной информации об объекте, представленной в виде таблицы. Реквизиты табличных частей - состав табличной части объекта, доступный только в пределах табличной части объекта. Формы - форма используется для ввода, просмотра и редактирования информации, хранящейся в объекте конфигурации, содержит модуль формы программу на встроенном языке системы 1С:Предприятие 8. Способность иметь визуальное представление позволяет объекту конфигурации организовать интерактивное взаимодействие с пользователем. Характер такого взаимодействия разрабатывается специалистом, осуществляющим конфигурирование системы 1С:Предприятие 8, и определяется в основном типом объекта конфигурации. Для разработки форм в конфигураторе применяется комплексный редактор форм, позволяющий редактировать все компоненты формы во взаимосвязи. Каждый объект может иметь несколько форм.
Команды - используются для выполнения различных операций с объектом. Команды бывают независимыми и параметризуемыми. Макеты - табличные, HTML или текстовые документы (также могут использоваться двоичные и Active-документы), предназначенные для формирования печатных форм объекта. Графы - графы журнала документов. Измерения - для регистров это объекты конфигурации, данные о которых учитываются в регистре. Ресурсы - данные, учитываемые в регистре. Группы подчиненных объектов не удаляются и не имеют редактируемых свойств.