Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина» Факультет культуры и искусств Кафедра библиотечно-информационных ресурсов ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ Заведующий кафедрой ________ О.В.Медведева «___»___________2017 г. Поморева Татьяна Юрьевна БИБЛИОТЕРАПИЯ В БИБЛИОТЕКЕ Бакалаврская работа Студентка 4-го курса направления подготовки Библиотечно-информационная деятельность очной формы обучения Научный руководитель: Балашова Елена Николаевна, к.и.н., доцент Тамбов-2017
Цель работы – формирование целостного представления о библиотерапии и ее использовании в библиотеке. Задачи работы: Раскрыть содержание понятия «библиотерапия», ее основные принципы и направления; Охарактеризовать методы библиотерпии, применяемые к различным группам читателей; Рассмотреть возможности использования библиотерапевтических методов в практике работы библиотек.
Объект работы – библиотерапия. Предмет работы – использование библиотерапии в библиотеке.
Методы работы: анализ: синтез; сравнение; обобщение; опрос.
Бакалаврская работа имеет следующие разделы: 1. Теоретические основы библиотерапии 1.1. Понятие и принципы библиотерапии 1.2. Библиотерапевтическая работа с различными группами читателей 2. Использование методов библиотерапии в библиотечной практике 2.1. Библиотерапия в библиотечном обслуживании взрослых 2.2. Библиотерапевтические методы в работе с детской аудиторией
Библиотерапия - комплексная научная дисциплина, изучающая закономерности смыслового и эмоционального восприятия текстов. Она разрабатывает методы психологической коррекции личности при помощи чтения (или слушания) специально подобранных текстов из книг и других носителей информации.
Задачи библиотерапии Воспитательная Оздоровительная Эстетическая Психологическая
Два вида библиотерапии: нецеленаправленная (служит для поднятия настроения, отвлечения пациента от навязчивых мыслей о болезни) целенаправленная (способствует воспитанию силы воли, оптимизма, утверждению веры в себя)
Клинической библиотерапией (лечение психических расстройств, плохой приспособляемости к окружающей обстановке) как правило, должны заниматься специально подготовленные специалисты: библиотекарь, врач, психолог, педагог. Развивающая библиотерапия применяется по большей степени в педагогических целях. Ею могут заниматься библиотекари, педагоги, психологи.
Основные группы читателей, нуждающиеся в библиотерапевтической помощи: Социально незащищенные группы читателей; Асоциальные личности; Группы читателей, чья профессиональная деятельность традиционно связана со стрессогенными условиями; Группы читателей, испытывающих кризисы социализации; Группы читателей (по инициативе самих читателей), заинтересованных в прогнозировании и преодолении личных кризисов на основе читательского развития.
Задачи библиотерапевтической службы при библиотеке (филиал 1 ЦБС Кировского района Санкт-Петербурга) оказание помощи читателям, обеспокоенным различными психологическими проблемами; психологическое консультирование и тестирование; библиотерапевтическая деятельность по различным актуальным направлениям с упором на читательское развитие личности в кризисных и дискомфортных ситуациях; переподготовка кадров библиотечных работников в направлении библиотерапевтической деятельности.
Технологии библиотерапии по формированию познавательной культуры детей технология сотрудничества, культуровоспитывающая технология, дифференцированное обучение по интересам детей, технология развивающего обучения, технология «Диалог культур», технология саморазвития.
Заключение Одна из самых важных для библиотерапии проблем это четкое определение ее места в лечебном процессе, а также степень участия в нем библиотекаря. Сам сотрудник библиотеки должен обладать определенными навыками по вопросу организации библиотерапевтического процесса. Во многих библиотеках библиотерапия всё больше внедряется как одно из успешных, а главное, верных направлений в библиотечной практике. Создаются клубы чтения, библии шоу, литературные салоны именно для восстановления внутренней силы человека, веры в лучшее и обретения гармонии в душе. Сотрудники библиотеки также выходят за пределы библиотечного учреждения и целенаправленно проводят библиотерапевтические сеансы во многих учреждениях. Это в очередной раз подчёркивает роль библиотерапии в работе библиотекарей.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина» Факультет культуры и искусств Кафедра библиотечно-информационных ресурсов ДОПУЩЕНА К ЗАЩИТЕ Заведующий кафедрой ________ О.В.Медведева «___»___________2017 г. Поморева Татьяна Юрьевна БИБЛИОТЕРАПИЯ В БИБЛИОТЕКЕ Бакалаврская работа Студентка 4-го курса направления подготовки Библиотечно-информационная деятельность очной формы обучения Научный руководитель: Балашова Елена Николаевна, к.и.н., доцент Тамбов-2017