Российский государственный социальный университет Кафедра социальной работы и психологии Дипломная работа: «Психологическая коррекция страхов у детей дошкольного возраста» Студентка 6 курса Петрова К. Научный руководитель Черняева В.В. Пенза 2013
Объект исследования: страхи дошкольников. Предмет исследования: детские страхи и способы их коррекции.
Цель работы: изучение особенностей содержания детских страхов, разработка программы коррекции страхов у детей дошкольного возраста и проверка её эффективности.. Задачи исследования: -изучение различных подходов к исследованию детских страхов; -изучение особенностей страхов детей дошкольного возраста; -разработка программы психологической коррекции страхов у детей дошкольного возраста; -проверка эффективности программы.
Гипотеза: для детей из неблагополучных семей характерен высокий уровень тревожности и наличие многочисленных страхов; психологический тренинг с использованием элементов игротерапии, сказкотерапии и арт терапии будет эффективным способом их коррекции.
Методы исследования: - теоретические (анализ научной литературы); - эмпирические: тестирование, эксперимент, методы математической статистики. - метод математической статистики (критерий Фишера). Методики: - Тест Страхи в домиках (АвторА.И.Захаров) -Тест Кактус -Тест Тревожности ( Р. Тэмлл, М. Дорки, В. Амен) для дошкольников - проективная методика «Рисунок семьи»
База исследования: Центр социальной помощи семье и детям Железнодорожного района г. Пензы. Выборку составили дети дошкольного возраста, состоящие на учете в Центре в количестве 25 чел.
Этапы работы I этап – диагностический. Цель: изучение нарушений психологического здоровья у детей. II этап – практический. Цель: профилактика и коррекция нарушений психологического здоровья детей. III –й – оценочный.
Результаты теста «Страхи в домиках»
Анализ теста «Кактус»
Анализ результатов по тесту тревожности
Результаты проективной методики «Рисунок семьи» Критерии оценки Показатель (в %) 1. Чувство отверженности, покинутости, небезопасности, большой уровень тревожности Чувство отвержения, непринятия Отсутствие общности и наличие эгоцентричности Неудовлетворенные психологические потребности в семье, потребность в равноправных связях Низкий уровень эмоциональных связей Негативное отношение к ребенку, угроза, исходящая от члена семьи к ребенку Тревожность, отсутствие безопасности Чувство бессилия, собственной незначительности в семье, ощущение, что окружающие подавляют его активность, чрезмерно его контролируют Серьезные нарушения в сфере общения, отгороженность 33
Программа психологической коррекции страхов детей дошкольного возраста «Я не боюсь!» Цели программы: снижение уровня тревожности дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения; снижение уровня тревожности дошкольника путем снятия эмоционального и телесного напряжения; создание условий для преодоления страхов у дошкольников; создание условий для преодоления страхов у дошкольников; психологическая поддержка детей, имеющих различные страхи и повышенный уровень тревожности. психологическая поддержка детей, имеющих различные страхи и повышенный уровень тревожности.
Задачи программы: совершенствовать умения детей передачи своего эмоционального состояния; совершенствовать умения детей передачи своего эмоционального состояния; помощь ребенку в преодолении негативных переживаний, усилении «Я» ребенка; помощь ребенку в преодолении негативных переживаний, усилении «Я» ребенка; актуализация чувств страха; актуализация чувств страха; нейтрализация страхов и эмоционально-отрицательных переживаний; нейтрализация страхов и эмоционально-отрицательных переживаний; снятие эмоциональных и мышечных зажимов; снятие эмоциональных и мышечных зажимов; способствовать развитию умений решать проблемные ситуации; способствовать развитию умений решать проблемные ситуации; создавать условия для принятия самостоятельных решений для формирования внутренней позиции; создавать условия для принятия самостоятельных решений для формирования внутренней позиции; формировать навыки общения, контроля своего поведения; формировать навыки общения, контроля своего поведения; содействовать развитию творческих задатков ребенка. содействовать развитию творческих задатков ребенка.
Содержание программы: 1 блок - развлекательные ( контактные) – 1 занятие
2 блок - коррекционно - направленные + обучающие (8 занятий)
3 блок - развлекательные + обучающие + контрольные
Соотношение результатов по методике «Рисунок семьи» до внедрения программы и после её реализации (в %)
Спасибо за внимание!