Психологическое влияние Психологическое влияние – это воздействие на психическое состояние, чувства, мысли и поступки других людей с помощью исключительно психологических средств: вербальных, паралингвистических или невербальных.
Убеждение Сознательное, аргументированное воздействие на другого человека или группу людей, имеющее своей целью изменение их суждения, отношения, намерения или решения. Средства влияния. Предъявление адресату ясных, четко сформулированных аргументов в приемлемом для него темпе и в понятных для него терминах. Открытое признание как сильных, так и слабых сторон предлагаемого решения. Получение согласия на каждом шаге доказательства (метод Сократа). Конструктивный вид влияния при условии, что мы ясно и открыто сформулировали партнеру цель нашего воздействия.
Самопрезентация Открытое предъявление свидетельств своей компетентности и квалификации для того, чтобы быть оцененным по достоинству и благодаря этому получить преимущества в ситуациях профессионального отбора. Средства влияния. Реальная демонстрация своих возможностей. Предъявление сертификатов, дипломов, официальных отзывов, патентов, печатных работ и др. Раскрытие своих личных целей. Формулирование своих запросов и условий.
Внушение Сознательное неаргументированное воздействие на человека или группу людей с целью изменения их состояния, отношения к чему-либо и предрасположенности к определенным действиям. Средства влияния. Личный магнетизм. Личный авторитет. Уверенность вербального и невербального поведения. Отчетливая, размеренная речь. Использование условий и обстановки, усиливающих внушение (освещение, звуки, ритуалы). Выбор наиболее внушаемых людей.
Заражение Передача своего состояния или отношения другому человеку или группе людей, которые каким-то образом перенимают это состояние. Передаваться и усваиваться состояние может как непроизвольно, так и произвольно. Средства влияния. Высокая энергетика собственного поведения. Артистизм в исполнении действий. Интригующее вовлечение партнеров в выполнение действий. Постепенное наращивание интенсивности действий. Взгляд в глаза. Прикосновение и телесный контакт.
Пробуждение импульса к подражанию Способность вызывать стремление быть подобным себе. Может как непроизвольно проявляться, так и произвольно использоваться. Стремление подражать также может быть произвольным и непроизвольным. Средства влияния. Публичная известность. Демонстрация высоких образцов мастерства. Явление примера доблести, милосердия, суждения идее. Новаторство. Личный магнетизм. «Модное» поведение и оформление внешности. Призыв к подражанию
Просьба Обращение к адресату с призывом удовлетворить потребности или желания инициатора воздействия. Средства влияния. Ясные и вежливые формулировки. Проявление уважения к праву адресата отказать в просьбе, если ее выполнение неудобно ему или противоречит его собственным целям.
Формирование благосклонности Развитие у адресата положительного отношения к себе. Средства влияния. Проявления инициатором собственной незаурядности и привлекательности. Высказывание благоприятных суждений об адресате. Подражание адресату. Оказание ему услуги.
Принуждение Требование выполнять распоряжения инициатора, подкрепленное открытыми или подразумеваемыми угрозами. Субъективно принуждение переживается инициатором как собственное давление, адресатом – как давление на него со стороны. Средства влияния. Объявление жестко определенных сроков или способов выполнения работы без каких- либо объяснений или обоснований. Наложение не подлежащих обсуждению запретов и ограничений.
Деструктивная критика Высказывание пренебрежительных или оскорбительных суждений о личности человека или грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков. Разрушительность такой критики состоит в том, что она не позволяет человеку «сохранить лицо», отнимает у него веру в себя. Средства влияния. Принижение личности партнера по общению («Да что тебе объяснять, все равно ты не поймешь»). Высмеивание того, что критикуемый не в состоянии изменить: внешности, национальности, тембра голоса и др
Игнорирование Умышленное невнимание, рассеянность по отношению к партнеру, его высказываниям и действиям. Чаще всего воспринимается как признак пренебрежения и неуважения, однако в некоторых случаях выступает как тактичная форма прощения бестактности со стороны партнера. Средства влияния. Демонстративное пропускание слов партнера «мимо ушей».
Манипуляция Скрытое от адресата побуждение его к переживанию определенных состояний, изменению отношения к чему-либо, принятию решений, необходимых для достижения инициатором своих собственных целей. При этом для манипулятора важно, чтобы адресат считал эти чувства, мысли и действия своими собственными и признавал себя ответственным. Средства влияния. Нарушение личного пространства, выражающееся в слишком тесном приближении или даже касании