Кононов Александр Анатольевич, ведущий научный сотрудник Федерального исследовательского центра Информатика и управление Российской академии наук (ФИЦ ИУ РАН) XVII Международные научные чтения памяти Н.Ф. Федорова 7–10 июня 2018
Для больших стран и полиэтнических наций проблемы сохранения целостности страны и единства нации являются краеугольными для обеспечения безопасности и благополучия как в самих этих странах, так и в мире в целом. И фундаментальное решение этих проблем - в раскрытии жизненно важных смыслов существования этих стран и этих наций.
Раскрытие смыслов существования страны и нации, их роли в спасении, прогрессе, наращивании могущества и смыслов существования человеческой цивилизации -
* Философия Н.Ф. Федорова содержит целый комплекс идей обосновывающих важность сохранения целостности России и единства российской нации. Это идеи общего дела, идеи необходимости сплочения перед бесчисленными угрозами. Это идеи освоения Космоса, что под силу только могущественным странам. Это идеи, которые определили лидерство России в освоении Космоса, сплотили нацию в решении жизненно важных для всего мира задач.
Люди существуют в средах непредсказуемых, им неподконтрольных, изменения в которых могут иметь для людей катастрофические последствия. По Н.Ф.Федорову: «ибо в мире действительно слепая сила (по сознанию верующих «мир во зле лежит»)» [Федоров, 1995a: с. 194]. «Но кроме своего медленно, постепенно наступающего конца мы не можем быть уверенными, что Землю, эту песчинку Вселенной, не постигнет какая- либо внезапная катастрофа… (А между тем Земля, быть может, единственная носительница спасения мира, а прочие миллионы миров только неудачные попытки природы…)» [Федоров, 1995a: с. 197].
* «История как факт есть взаимное истребление, истребление друг друга и самих себя, ограбление или расхищение чрез эксплуатацию и утилизацию всей внешней природы (т. е. земли), есть собственное вырождение и умирание, история как факт есть всегда взаимное истребление, будет ли оно открытым, как во времена варварства, или же скрытым, как при цивилизации, причем жестокость делается только утонченною, а вместе и более злою. Такое положение ставит вопрос: должен ли человек быть истребителем себе подобных и хищником слепой природы, или же он должен быть регулятором (руководителем) последней и восстановителем жизни себе подобных, жертв своей необузданной, слепой юности, всего своего прошлого, т. е. жертв истории как факта?» [Федоров, 1995a: с. 138] * «Род человеческий, оставаясь несовершеннолетним, оставаясь в розни, не объединяясь в труде познавания слепой силы, а подчиняясь ей, естественным путем придет к вырождению и вымиранию» [Федоров, 1995a: с. 402]. Но «мы сумеем встать на такой «сверхъестественный» путь преодоления собственной несовершенной природы … нашей природно- греховной заклиненности» [Семёнова, 1995: стр.23]. * «Что лучше: изливаться ли в проклятиях войску, от чего войны нимало не уменьшатся, или же обратить войско к истинному его назначению, к делу для всех спасительному, в котором род человеческий найдет свое благословение?» [Федоров, 1995b: с. 357].
* Людям предстоит «не только посетить, но и населить все миры Вселенной… Сего ради и создан человек» [Федоров, 1995a: с. 401] * «Человечество призвано быть орудием Божиим в этом святом деле» [Федоров, 1995b: с. 362]. * Н.Ф. Федоров о спасительном смысле братства: «смысл братства заключается в объединении всех в общем деле обращения слепой силы природы в орудие разума всего человеческого рода» [Федоров, 1995a: с. 45]. * «Только открытие поприща для спасения жизни может освободить человечество от пороков» [Федоров, 1995a: с. 49].
* В начале нашего столетия известный эстетик и критик А. Л. Волынский писал об авторе «Философии общего дела» следующее: «Федоров единственное, необъяснимое и ни с чем не сравнимое явление в умственной жизни человечества… Рождением и жизнью Федорова оправдано тысячелетнее существование России. Теперь ни у кого не земном шаре не повернется язык упрекнуть нас, что мы не бросили векам ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда…В одном Федорове искупление всех наших грехов» Н.Ф. Федоров как никто глубоко выразил и суть «русской идеи» - объединить мир в общем деле его спасения, спасения каждого человека, перед лицом бесчисленных угроз уничтожения человечества, перед бесчисленным числом угроз жизни каждого человека. И выполнить Великую Миссию человечества - наполнить жизнью, разумом и бытием всю Вселенную. * Цит. по кн.: Остромиров А. Николай Федорович Федоров. Биография. Харбин, 1928, с. 7.
*1. Федоров, 1995a - Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: в 4-х тт. Том I. - М.: Издательская группа «Прогресс», с. *2. Федоров, 1995b - Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: в 4-х тт. Том II. - М.: Издательская группа «Прогресс», с. *3. Федоров, Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: в 4-х тт. Том III. - М.: «Традиция», с. * 4. Семёнова, Семенова С.Г. Философия воскрешения Н.Ф. Федорова // Федоров Н.Ф. Собрание сочинений: в 4-х тт. Том I. - М.: Издательская группа «Прогресс», 1995, стр *5. Кононов, Кононов А. А. «Философия общего дела» Н.Ф. Федорова и проблема спасения человечества // Philosophy & Cosmology 2015 (Том 15): научный журнал / гл. редактор О. Базалук – Киев: МФКО, Стр
* Кононов Александр Анатольевич, * эксперт по информационной и идеологической безопасности, безопасности будущего * * *