Коррекционно-педагогическая помощь детям с синдромом раннего детского аутизма.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Организация психолого- педагогического сопровождения аутичного ребёнка в специальном детском саду Практический психолог Херсонского специального д/с 8.
Advertisements

Херсонская специальная общеобразовательная школа 2 Коррекционная работа с аутистами : методы и подходы.
Индивидуальное сопровождение детей, имеющих отклонения в развитии.
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273- ФЗ. Вступает в силу :1 сентября 2013 г.
Готовность дошкольников к школе. Готовность к школе включает в себя несколько компонентов Психологическая готовность Интеллектуальная, мотивационная,
-Это раздел частной психотерапии (арттерапии), использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу, как промежуточный объект.
СОТРУДНИЧЕСТВО С РОДИТЕЛЯМИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ФОРМАТЕ АДАПТАЦИОННОЙ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ Автор Программы «Колыбель детства» Вайс Светлана.
Современные технологии, применяемые в реабилитации детей с легкой степенью умственной отсталости. Автор: учитель - дефектолог МБДОУ детского сада комбинированного.
Государственное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида 497.
Организация коррекционной работы с детьми с РДА педагог-психолог Белоглазова А.В.
АНТИПОВА НАДЕЖДА ВЛАДИМИРОВНА Педагог дополнительного образования КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.
Общие положения Работает по субботам с октября по май; Принимаются все желающие дети 5,5-6,5 лет; Расписание занятий: по субботам с до часов;
СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ « ОБУЧЕНИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА »
Группа ранней адаптации Ст. воспитатель Золотова И. Н.
Социализация детей с особыми образовательными потребностями в условиях Лекотеки.
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ С РЕБЕНКОМ, СТРАДАЮЩИМ АУТИЗМОМ Учитель-логопед Солопова Н.Б. ГБОУ Борский психологический центр.
Презентация к уроку на тему: Мария Монтессори
- - ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И СЕМЬИ Подготовила Учитель – логопед Архангельская Ирина Владимировна МБОУ СОШ 29 г.о. Самара.
Социализация детей с особыми образовательными потребностями в условиях Лекотеки.
ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Транксрипт:

Коррекционно-педагогическая помощь детям с синдромом раннего детского аутизма

«Трагедия не в том, что мы есть, а в том, что в вашем мире нет места для нас». Джим Синклер, статья « Не надо нас оплакивать».

Чего я у Вас прошу, на что уповаю, чего от вас жду, - это доверия, это безоговорочной готовности быть на моей стороне наперекор миру, даже наперекор миру, даже наперекор мне самому…"

Право на образование 1. Законом РФ «Об образовании» 2. Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» 3. Письмо Министерства образования Российской Федерации от г б «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект».

Особенности коррекционной работы с аутичными детьми В основе современных концепций коррекции и развития детей с аутизмом лежит идея, чтобы не больной адаптировался к своему окружению, а наоборот, здоровые приспосабливались к нему. Людей с нарушениями в развитии следует воспринимать такими, какие они есть, а, не исходя из желания узкого круга людей. (Т. Питерс).

Специфика построения коррекционной работы Важна гибкость педагога, который может по ходу перестраивать занятие с учетом пристрастий и настроений ребенка. Можно заранее составить план занятия, но действовать придется в зависимости от ситуации и желания ребенка. Надо быть чутким к ребенку и можно увидеть, что он сам подсказывает форму взаимодействия с педагогом. На начальных этапах обучения важно подкреплять желаемое поведение ребенка, а также использовать его интересы для удержания его внимания. В начале следует подбирать доступные ребенку задания, создавая ситуацию успеха. Сложность увеличивается постепенно, после того как у ребенка появилась установка на выполнение задание, причем взрослый на первых порах действует за ребенка, управляя его руками. Важна совместная деятельность: педагог рисует одно, ребенок заканчивает, или наоборот. Также в аппликации, в лепке, в конструировании, в игре.

Три основные направления работы Установление эмоционального контакта и выработка продуктивных форм взаимодействия; 2. Построение на их основе программы социально-бытовой адаптации, а также систематическая работа с родителями; 3. Подготовка к школе.

Условия успешной коррекции 1. Работа с культурными посредниками; 2. Создание блоков упражнений, развивающих произвольные стороны психических функций, а также рефлексивные способности, самоконтроль и самосознание; 3. Создание символических опор для осуществления детьми самоконтроля и освоения ими социально- бытовых навыков.

Принципы коррекционной работы принцип принятия ребенка ; принцип принятия ребенка ; принцип помощи ; принцип помощи ; принцип индивидуального подхода принцип индивидуального подхода принцип единства медицинских и психолого-педагогических воздействий ; принцип единства медицинских и психолого-педагогических воздействий ; принцип сотрудничества с семьей. принцип сотрудничества с семьей.

Арттерапия в системе коррекционной работы с аутичными детьми В работе с аутичными детьми арт терапия как и любые другие технологии ставит своей задачей формирование контакта и коммуникации между специалистом (психологом, педагогом) и ребенком, а также между детьми подгруппы. В работе с аутичными детьми арт терапия как и любые другие технологии ставит своей задачей формирование контакта и коммуникации между специалистом (психологом, педагогом) и ребенком, а также между детьми подгруппы. Арттерапия помогает аутичному ребенку почувствовать свою уникальность. Арттерапия помогает аутичному ребенку почувствовать свою уникальность.

Куклотерапия В работе с особыми детьми используется куклотерапия. Лучше, чем обычные куклы, используются на занятиях с аутичными детьми мягкие куклы – рукавички. Эти куклы помогают детям приобретать важные социальные навыки: здороваться и прощаться, оказывать помощь и поддержку. Общение с такой куклой расширяет возможности ребенка во взаимодействии с окружающим миром. От имени куклы ребенок учится задавать вопрос и отвечать на него. Это особенно важно для аутичных детей. От имени куклы ребенок учится задавать вопрос и отвечать на него. Это особенно важно для аутичных детей.

Куклотерапия помогает формировать важные социоэмоциональные навыки Взрослый с помощью куклы решает множество задач: Взрослый с помощью куклы решает множество задач: Он учит детей, прежде всего, выражать заинтересованность в общении. Он учит детей, прежде всего, выражать заинтересованность в общении. Шутит от имени персонажа, способствуя созданию атмосферы доброжелательности. Шутит от имени персонажа, способствуя созданию атмосферы доброжелательности. Активизирует безынициативных детей. Активизирует безынициативных детей. Постоянно создает ситуацию успеха, повышая тем самым уверенность у детей. Постоянно создает ситуацию успеха, повышая тем самым уверенность у детей. Делает более раскованными стеснительных, зажатых, необщительных детей. Делает более раскованными стеснительных, зажатых, необщительных детей. Помогает детям оценивать правильность или неправильность поведения персонажа. Помогает детям оценивать правильность или неправильность поведения персонажа.

Музыкальная и танцевальная терапия Любому специалисту, работающему с аутичным ребенком музыка способна помочь наладить коммуникацию, улучшить поведение к лучшему. Она способна заменить вербальное общение между специалистом и ребенком на этапе формирования установления контакта. Любому специалисту, работающему с аутичным ребенком музыка способна помочь наладить коммуникацию, улучшить поведение к лучшему. Она способна заменить вербальное общение между специалистом и ребенком на этапе формирования установления контакта. Можно часто использовать детские песни в ходе занятий. Игры с ритмами и мелодиями способны помочь «растормозить» речь ребенка, развить подражание, вызвать двигательную активность и положительные эмоции. Можно часто использовать детские песни в ходе занятий. Игры с ритмами и мелодиями способны помочь «растормозить» речь ребенка, развить подражание, вызвать двигательную активность и положительные эмоции.

Логопедическая работа Логопедическая работа отличается от традиционной в виду специфичности речевых расстройств. В работе с аутичными детьми не всегда применимы традиционные логопедические приемы. Центральное место в формировании речевых и коммуникативных навыков занимает игротерапия. При обучении грамоте используется глобальное чтение. Многие понятия дети усваивают на написанных на карточках словах. А некоторые мутичные дети общаются с опорой на карточки.

Игротерапия 1. - Установление контакта; 1. - Установление контакта; 2. - Устойчивую совместную деятельность взрослого и ребенка; 2. - Устойчивую совместную деятельность взрослого и ребенка; 3. - Совместную деятельность ребенка с педагогом (психологом) и детьми подгруппы (2-3 человека); 3. - Совместную деятельность ребенка с педагогом (психологом) и детьми подгруппы (2-3 человека); 4. - Совместную деятельность ребенка с педагогом (психологом) и детьми группы; 4. - Совместную деятельность ребенка с педагогом (психологом) и детьми группы; 5. – Формирование учебных навыков; 5. – Формирование учебных навыков; 6. – Формирование речевых навыков; 6. – Формирование речевых навыков; 7. – Формирование коммуникативных навыков; 7. – Формирование коммуникативных навыков; 8. – Развитие эмоциональной сферы; 8. – Развитие эмоциональной сферы; 9. – Формирование социоэмоциональных навыков; 9. – Формирование социоэмоциональных навыков; Формирование правильного поведения Формирование правильного поведения.

Сборно-разборные игрушки Пирамидки, чашечки, матрешки, доски Сегена, «Почтовые ящики», логические кубы, пазлы способствуют опосредованному контакту и взаимодействию с ребенком, а в дальнейшем формированию речевых и коммуникативных навыков

Игры на формирование навыка сотрудничества Взрослый дает 2-м детям (3,4 гр.аутизма) разрезные картинки и с задором говорит: «Раз, два, три - картинку собери». Дети с аутизмом тяжело переживают ситуации неудачи и проигрыша. Взрослому важно корригировать поведение детей в этих ситуациях: «В прошлый раз ты собрал первым, а в этот раз - Витя…»

Игры на формирование навыка соблюдения очередности Навык соблюдения очередности очень важен, т.к. без этого навыка не формируется способность к диалогу. Навык соблюдения очередности очень важен, т.к. без этого навыка не формируется способность к диалогу. Игры с кубиками при выстраивании башни: «Твой кубик, мой кубик». Игры с кубиками при выстраивании башни: «Твой кубик, мой кубик». Игры с мозаикой при выкладывании дорожки: «Моя мозаика, твоя мозаика». Игры с мозаикой при выкладывании дорожки: «Моя мозаика, твоя мозаика». Игры с толканием мяча или машинки. Игры с толканием мяча или машинки. Игры в домино с более продвинутыми детьми: «Моя очередь, твоя очередь». Игры в домино с более продвинутыми детьми: «Моя очередь, твоя очередь». Игры с музыкальными инструментами в музыкальном зале. «Сначала звучат погремушки, потом ложки, потом бубен и т.п» Игры с музыкальными инструментами в музыкальном зале. «Сначала звучат погремушки, потом ложки, потом бубен и т.п»

Игры на растормаживание эмоциональной сферы «Догоню, догоню». «Догоню, догоню». «Убегу, убегу». «Убегу, убегу». Взрослый делает возле головы «рожки» и бежит за ребенком: «Напугаю, напугаю», «Забодаю, забодаю». Взрослый делает возле головы «рожки» и бежит за ребенком: «Напугаю, напугаю», «Забодаю, забодаю». Взрослый берет ребенка за пояс, поднимает и кружит его со словами: «Полетели, покружили». Взрослый берет ребенка за пояс, поднимает и кружит его со словами: «Полетели, покружили».

Игры на формирование речевых навыков Пальчиковые игры; Пальчиковые игры; Дидактические игры в лото; Дидактические игры в лото; Игры с картинками, кубиками: «Найди», «Покажи», «Назови», «Собери». Игры с картинками, кубиками: «Найди», «Покажи», «Назови», «Собери». Игры с мячом (для детей 3-4 гр.), в ходе которых, взрослый катит ребенку мяч со словом, например: «Кукла», ребенок должен откатить мяч с обобщающим словом «Игрушка» и т.п. Игры с мячом (для детей 3-4 гр.), в ходе которых, взрослый катит ребенку мяч со словом, например: «Кукла», ребенок должен откатить мяч с обобщающим словом «Игрушка» и т.п.

Игры на формирование диалоговых и коммуникативных навыков Доскажи словечко Игры для детей 3-4 гр. Игры для детей 3-4 гр. В предложении: «Летом жарко, а зимой…» В предложении: «Летом жарко, а зимой…» В стихотворении: В стихотворении: Би-би-би, - кричит машина, Не могу я без… (бензина). В загадке: В загадке: Захотелось плакать вдруг, Слезы лить заставил … (лук). Договаривание словосочетаний, предложений в тексте литературного произв

Игры с конструктором Плоскостное и объемное конструирование в: Совместном конструировании; Совместном конструировании; В самостоятельном конструировании объектов; В самостоятельном конструировании объектов; В сюжетном конструировании: «Автобус для ребят», «Как я шел в школу» и т.п. В сюжетном конструировании: «Автобус для ребят», «Как я шел в школу» и т.п.

Необходимые условия!!! Комплексная клинико-психолого-педагогическоя коррекция РДА может включать следующие разделы (и, соответственно, этапы): 1. Психологическая коррекция: а) установление контакта со взрослыми; б) смягчение общего фона сенсорного и эмоционального дискомфорта, тревоги, страхов; в) стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со взрослыми и сверстниками; г) формирование целенаправленного поведения; д) преодоление отрицательных форм поведения: агрессии, негативизма, расторможенности влечений. 2. Педагогическая коррекция РДА: а) формирование навыков самообслуживания; в) пропедевтика обучения (коррекция специфического недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи; формирование навыков изобразительной деятельности).

3. Медикаментозная коррекция РДА: поддерживающая психофармакологическая и общеукрепляющая терапия. 4. Работа с семьей: а) психотерапия членов семьи; б) ознакомление родителей с рядом психических особенностей ребенка; в) составление индивидуальной программы воспитания и обучения аутичного ребенка в домашних условиях; г) обучение родителей методикам воспитания аутичного ребенка, организации его режима, привитие навыков самообслуживания, подготовки к школе.

«Эти дети приходят проверить нас с вами на человечность» Р.Шнайдер. «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть...» Л.Н. Толстой «Эти дети приходят проверить нас с вами на человечность» Р.Шнайдер. «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть...» Л.Н. Толстой