Тема 1. Сущность и функции гостиничного менеджмента Сущность гостиничного менеджмента Субъекты и объекты гостиничного менеджмента Общие и специальные функции управления в гостиничном менеджменте
Сущность гостиничного менеджмента Менеджмент - управление организацией в условиях рыночной экономики. Организация - (от греческого ργανον инструмент) это целевое объединение ресурсов, человеческих прежде всего. Гостиничный менеджмент – управление гостиницами и другими средствами размещения как производственно-коммерческими организациями (предприятиями и объединениями) на рынке гостиничных услуг.
Гостиничное предприятие – вид организации - Гостиница является производственной организацией по цели (выпуск конечного продукта - услуг), поэтому гостиницы относят к сфере обслуживания услуг - Гостиница - коммерческое предприятие, извлекающее прибыль из своей деятельности - Гостиницы как организации имеют жизненный цикл
Субъекты и объекты гостиничного менеджмента Субъекты: менеджеры, управленцы разного уровня (одно из значений англ. собир. management – группа управленцев, менеджеров) Объекты: гостиница и ее функциональные подразделения, ресурсы, в том числе людские, производство услуг и его процессы, системы жизнеобеспечения, IT, качество, инновации,сама организация от гостиничного предприятия до управляющей компании, корпорации…
Функции менеджмента и виды гостиничного менеджмента Функции как направления управленческой деятельности в менеджменте впервые были выделены в начале XX века Анри Фйолем. Henry Fayol, фр. предприниматель, основоположник т.н. административной школы управления и процессного подхода к управлению
А. Файоль «Общее и промышленное управление» 1916 г. Файоль выделил шесть основных направлений деятельности предприятия. Деятельность: техническая коммерческая финансовая охрана учет администрирование
Общие и специальные функции менеджмента В современной типологии менеджмента выделяются два типа функций – общие функции управления (у Файоля администрирование, в современных источниках общий/генеральный менеджмент) и специальные, некоторые из которых приведены выше в направлениях деятельности по Файолю. Специальные функции менеджмента сегодня очень разнообразны: от управления человеческими ресурсами до управления изменениями и определяются спецификой конкретной деятельности объекта управления (подразделения, ресурса…)
Администрирование В процессе администрирования Файоль выделил 5 функций, которые и составляют сущность этой управленческой деятельности: Предвидение; Организация; Распорядительство; Согласование; Контроль.
Администрирование как функция общего менеджмента относится ко всем сферам деятельности, включая гостинично - ресторанный бизнес. Администрирование присутствует и в специализированных конкретных направлениях деятельности организаций, гостиничных предприятий.
Основные общие функции управления в гостиничном деле – современный подход прогнозирование и планирование организация мотивация контроль и связующие функции-процессы: координация и коммуникация принятие решений
Специальные функции гостиничного менеджмента Управление номерным фондом F&B менеджмент Финансовый менеджмент Управление доходами Управление продажами и маркетинг HR менеджмент Управление безопасностью Управление кризисными ситуациями Логистика