2016 г. Министерство образования и науки Республики Казахстан
2 План нации – 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева Государственная программа инфраструктурного развития «Н ұ ролы жол» на годы Государственная программа индустриально- инновационного развития Республики Казахстан на годы Государственная программа развития образования и науки Республики Казахстан на годы
3
4
5
Разработка профессионального стандарта педагога 2016 г. Р азработка 46 новых программ бакалавриата и магистратуры по пед специальностям ( ) Разработка 40 программ, учебников и УМК на английском языке ( ) Переход на англоязычное обучение в вузах 4 пед специальностям ЕМЦ ( ) Обновление материально- технической базы 18 педвузов Повышение квалификации 4 тыс. ППС вузов ( )
6. Пищевая промышленность 4. Производство строительных материалов 5. Нефтехимия 3. Металлургия 2. Химическая промышленность Астана Алматы Уральск Атырау Актау Актобе Костанай Петропаловск Павлодар Усть-Каменогорск Тараз Кентау Кызылорда Темиртау ВКГТУ им. Серикбаева ЕНУ им.Гумилева, КАТУ им.Сейфуллина КазНУ им. Аль-Фараби, КазНАУ, КазНТУ им. Сатпаева КарГТУ ЮКГУ им. Ауэзова КГУ им. Байтурсынова ПГУ им. Торайгырова Сатпаев Жезказган Караганда Шымкент Семипалатинск Атырауский институт нефти и газа 7 1. Машиностроение Шаг 77 – Обеспечение индустриализации квалифицированными кадрами в 10 колледжах и 10 вузах для 6 ключевых отраслей экономики
Заключены трехсторонние договора (вуз-магистрант- работодатель) по подготовке кадров ГПИИР-2 с организацией практики и с дальнейшим трудоустройством с 153 предприятиями Разработаны 24 инновационные образовательные программы совместно с 78 зарубежными вузами партнерами Созданы 24 междисциплинарных лабораторий, оснащенных современным оборудованием в базовых вузах ГПИИР уч. году размещен госзаказ в профильной магистратуре мест В процессе разработки новых образовательных программ 100 сотрудников управленческого и академического состава базовых вузов в июне 2015 года прошли курсы переподготовки и повышения квалификации в Назарбаев Университете.
Планируемые шаги поэтапного перехода 9 Шаг 1 Законодательное закрепление перехода к академической и управленческой самостоятельности вузов. Шаг 2 Совершенствование принципов корпоративного управления. В вузах функционируют 28 наблюдательных советов Шаг 3 Внедрение выборности ректоров вузов. Повышение социальной ответственности руководителей вузов. Шаг 4 Шаг 5 Создание программы выявления, поддержки и продвижения новых управленцев. Обучение АУП и ППС работе в условиях самостоятельности. 200 управленцев вузов прошли обучение на базе «НУ». Ежегодная отчетность ректоров национальных вузов перед общественностью. Мониторинг и оценка достижения индикаторов программ развития вузов. Шаг 6 Распространение самостоятельности на другие вузы при положительном результате 10 вузов.
Переход в вузах на англоязычное обучение по 6 специальностям ГПИИР в 11 вузах и 4 педагогическим специальностям в 15 педвузах ( гг.) Прием ежегодно по госзаказу на педагогические специальности 1,8 тыс. магистрантов и 900 бакалавров для обучения на английском языке ( гг.), 500 учителей и ППС по программе «Болашақ» ( гг.) Выделение ежегодно 450 грантов на подготовительное отделение в вузах для повышения уровня языковой подготовки ( гг.) Повышение квалификации 2,4 тыс. учителей и ППС на языковых курсах, ежегодно ( гг.) Дистанционное обучение педагогов английскому языку (Британский совет, ETS) ( гг.) Разработка 40 образовательных программ и учебников на английском языке ( гг.)
11 Подготовка квалифицированных кадров в 10 вузах для 6 ключевых отраслей экономики с последующим распространением опыта в другие учебные заведения страны Интернационализация высшего образования и развитие академической мобильности Поэтапный переход на английский язык обучения в системе образования – в старшей школе и вузах Поэтапное расширение академической и управленческой самостоятельности вузов с учетом опыта Назарбаев Университета Интеграция образования и науки Модернизация педагогического образования и повышение квалификации Трансформация частных вузов в некоммерческие организации в соответствии с международной практикой
12 формирование правового поля для деятельности высших учебных заведений в условиях академической и управленческой самостоятельности меры по повышению транспарентности и независимости деятельности аккредитационных агентств обновление содержания высшего и послевузовского образования гармонизация Классификатора специальностей высшего и послевузовского образования в соответствие с МСКО 2013 переход на новую модель финансирования высшего образования (кредитно - подушевое) независимая сертификация выпускников вузов и колледжей по отдельным профессиям
Повышение качества и взаимосвязи обучения и преподавания Содействие трудоустройству выпускников на протяжении всей их трудовой жизни Формирование более инклюзивной системы образования Выполнение согласованных структурных реформ
В отчете по реализации Болонского процесса за 2015 год Казахстан демонстрирует хорошие показатели по следующим параметрам: Реализация программ первого и второго цикла Доступ к программам следующего цикла Сопоставимость национальной кредитной системы с ECTS Уровень открытости системы обеспечения качества Необходима реализация следующих задач: Совершенствование Национальной рамки квалификаций. Самосертификация Разработка концепции обучения в течение всей жизни Автоматическая выдача Приложений к диплому Развитие внешней системы обеспечения качества Студентоориентированное обучение Развитие инклюзивного образования Тесное сотрудничества образования с индустрией.
обмен студентами на основе межгосударственных и межвузовских соглашений обмен преподавателями и персоналом реализация совместных образовательных программ (сэндвич- программы) программы двух дипломного образования проведение совместных научных исследований, выполнение научных проектов развитие сотрудничества в области оценки качества образования создание международных университетов совместно (МКТУ им. Яссави, Казахстанский филиал МГУ им. Ломоносова и др. 15
за 5 лет реализации программ академической мобильности 3472 студента и магистранта прошли обучение в вузах Европы, США и Юго-Восточной Азии Динамика мобильности обучающихся за счет средств госбюджета гг. всего 3122 студента ( гг.) Финансирование академической мобильности обучающихся за счет средств госбюджета, тыс. тк всего 2,358 млн тк ( гг.)
Внебюджет: собственные средства вузов и студентов, а также международные и правительственные гранты, средства работодателей и приглашающего вуза Академическая мобильность студентов за счет внебюджетных средств (чел.), гг. Академическая мобильность преподавателей за счет внебюджетных средств (чел.), гг.
Начиная с 2009 г. по программе «Привлечение зарубежных ученых» в РК прибыло 7679 ученых и профессоров из стран Европы, США, Восточной Азии и РФ
19 Доклад о глобальном индексе Конкурентоспособности (ГИК) Всемирного экономического форума (ВЭФ) 2016 г. В 2016 году Казахстан занял 53 позицию в рейтинге ГИК с общим средним баллом 4,41 среди 138 стран В 2016 году улучшены 7 показателей системы образования и науки позиции Казахстана из 12 : 1. Охват средним образованием - 21 место (2014 г. – 42, 2015 г. - 42); Качество математики и естествознания - 69 место (2014 г место, 2015 г место); Доступ к Интернету в школах - 29 место (2014 г. – 56 место, 2015 г. – 41 место); Доступность исследовательских и образовательных услуг - 51 место (2014 г. – 66 место, 2015 г. – 55 место); Качество научно-исследовательских организаций - 63 место (2014 г место, 2015 г. – 81 место); Сотрудничество вузов и бизнеса в НИОКР - 66 место (2014 г. – 83 место, 2015 г. – 88 место); Доступность ученых и инженеров - 64 место (2014 г место, 2014 г. – 70 место); +6
20 Рейтинг лучших университетов мира (QS World University Rankings) по версии британской консалтинговой компании Quacquarelli Symonds (QS) В рейтинге QS WUR 2016 года было отмечено 8 казахстанских вузов
Текущая ситуация: 94 вуза прошли институциональную аккредитацию; 84 вуза прошли специализированную аккредитацию по 2603 специальностям высшего и послевузовского образования. 21 НВ – Национальные вузы, ГВ – Государственные вузы, АВ – Акционированные вузы, МВ – Международный вуз, ЧВ – Частные вузы