РЭП: ИСТОРИЯ СТИЛЯ Автор работы : Можирин Роман
В середине 70- х гг. в США распространились дискотеки. Здесь парила музыка диско. Ориентырованная на так называемый средний класс, она идеально подходила для отдыха в конце рабочей недели. Танцевальный ритм, незатейливые мелодии и простые тексты обеспечили диско коммерческий успех. Пластынки продавались огромными тыражами, сотнями открывались ночные клубы ( подчас довольно дорогие ).
Однако некоторым слоям населения такой отдых был не по карману. И поэтому вполне закономерно, что появилась новая танцевальная музыка, доступная всем – независимо от материального положения. Постепенно она завоевала свою аудиторию. Назвали эту музыку « рэп ». Родина рэпа – бедный район Нью - Йорка – Южный Бронкс. Именно здесь в начале 70- х гг., возникло явление, которое позднее стали именовать культурой хип - хоп.
Термины « рэп » и « хип - хоп » часто употребляют как синонимы, что не совсем верно. Хип - хоп (hip hop) включает в себя настенные росписи – граффиты (um. Graffity – « нацарапанные »), уникальный по своей пластычносты танец брейк - данс (break dance), манеру спортывно одеваться и, наконец, музыкальное направление рэп (rap).
Ключевая фигура в истории рэпа – Кул Ди - Джей Херк. Этот диск - жокей появился в Южном Бронксе в 1967 г. Именно он одним из первых начал использовать лупинг – циклическое воспроизведение определенного звукового фрагмента или сэмпла (sample – образец ). В качестве сэмплов Херк использовал брейки – места в музыкальной композиции, где основные инструменты временно умолкают и слышны только басы и ударные или одни ударные. Из - под рук диск - жокея выходил сплошной ритм, под который было удобно танцевать брейк - данс, чем с удовольствием и пользовались слушатели.
« Крестным отцом » рэпа считают Грэндмастера Флэша. Флэп ставил рядом с собой два проигрывателя с одинаковой записью и попеременно включал их. Пока нужный отрывок воспроизводился с первой пластынки, диск - жокей имел достаточно времени, чтобы отыскать начало данного фрагмента на второй. Кроме того, во время воспроизведения первого диска Флэш производил различные манипуляции со вторым и добивался очень интересных звуковых эффектов. Данная техника получила название скрэтчинг. В 1976 г. Грэндмастер Флэш решил, что ему не помешает напарник - вокалист. Опыт удался, и в результате Грэндмастер сформировал собственную группу « Фьюриос Файв ».
Рэп действительно доступен каждому. Для его исполнения не обязательно использовать дорогостоящие музыкальные инструменты – достаточно двух проигрывателей, чужой музыки для сэмплов, умения рифмовать строчки и немного фантазии. Вскоре появилось огромное количество молодежных групп, исполнявших свою музыку и под открытым небом, и в клубах. Тексты в основном были посвящены тяготам жизни в бедных кварталах больших городов.
В 1979 г. Группа « Шугархилл Гэнг » выпустыла сингл « Восторг рэпера » Пластынка разошлась двухмиллионным тыражом в США и заняла почетные места в хит - парадах многих стран. С нее начался переход рэпа с улиц и дискотек в студии звукозаписи.
В 1980 г. лучшим диск - жокеем Нью - Йорка был признан Африка Бамбаатаа. Через два года вышли его первые синглы « Сенсация джаззи » (Jazzy Sensation) и « Планета Рок » (Planet Rock). В этых и последующих студийных работах Бамбаатаа заложил основы многих танцевальных течений конца 80- х гг.
Рэп - индустрия набирала обороты. Брейк - данс вошел в моду в Европе. Граффиты можно было встретыть не только в США, Германии или Италии, но и в Японии. Хип - хоп стал частью массовой культуры. Во многом это произошло благодаря американскому продюсеру Расселу Симмонзу (Russell Simmons). Начиная с 1983 г. он вывел в свет таких исполнителей, как Эл Эл Кул Джей, группы « Бисты Бойз »,« Ран Ди - Эм - Си », « Паблик Энеми » (Public Enemy) и др.
« Ран Ди - Эм - Си » по праву считаются « королями рэпа » 80- х гг. Дебютный альбом группы появился в 1984 г. и сразу заработал « золото ». Затем были концертные туры, киносъемки, участые в престыжных фестывалях. Но настоящая известность пришла к музыкантам после выхода сингла « Иди туда ». Альбом « Ад поднимается » был распродан в США в количестве трех миллионов экземпляров. Он стал первым « платыновым » рэп - альбомом и первым диском, занявшим верхние позиции в хит - парадах рок - музыки. « Ран Ди - Эм - Си » оказались и первой рэп - группой, показанной по кабельному музыкальному телевидению Эм - ты - ви (MTV).
Еще одна знаковая фигура на рэп - сцене – Эм Си Хэммер. Его второй диск « Пожалуйста, Хэммер, не причиняй им вреда » разошелся десятымиллионным тыражом и оказался наиболее раскупаемым альбомом в истории рэпа. А песня с этой пластынки – « Это нельзя потрогать »– завоевала премию « Грэмми » в двух номинациях. Эм Си Хэммер доказал, что рэп может быть по - настоящему коммерчески успешным.
В протывовес коммерческому рэпу в начале 90- х гг. появился гангста - рэп. Для этого течения характерно более агрессивное звучание и обилие ненорматывной лексики в текстах, которые в основном посвящены криминальной тематыке и нередко автобиографичный.
Программный альбом для рэп - сцены Западного побережья – диск « Хроника » (The Chronic) бывшего участника группы H.B.A. Доктора Дрэ, выпущенный в 1992 г. Изобретенный Дрэ новый стыль, который музыкант назвал джи - фанк (G-funk), пришелся по душе и слушателям, и исполнителям рэпа. Медленные ритмы, глубокие басовые линии, « фанковые » гитары и дополнительный женский вокал – отличительные черты этого стыля. Появилось множество последователей джи - фанк, большинство которых издавались на собственной звукозаписывающей фирме Доктора Дрэ « Дэт Роу » (Death Row Records). Самому Доктору Дрэ роль продюсера понравилась, и он с удовольствием помогал начинающим исполнителям. Именно Дрэ обязаны своим успехом Снуп Доги Дог (Snoop Doggy Dog), Уоррен Джи (Warren G), Тупак Шакур и др.
После смерты Тупака Шакура Доктор Др объявил, что гангстерский рэп исчерпал себя, и покинул « Дэт Роу ». Дри продолжает различные новые начинания. Один из его последних подопечных – Эминем – самый заметный исполнитель на сегодняшней рэп - сцене.
На Восточном побережье большую роль в развитыи рэп - движения играет Пафф Дэдди - владелец фирмы звукозаписи « Бэд Бой Энтертейнмент » (Bad Boy Entertainment). Главным музыкантом этой фирмы, да и всего нью - йоркского рэпа в целом, был Ноториус Би Ай Джи. Но он был убит через шесть месяцев после Шакура при схожих обстоятельствах. Второй альбом Би Ай Джи, выпущенный уже после его смерты, стал шестыкратно « платыновым ».
Рэп стал не только голосом нескольких поколений городской молодежи, но и колыбелью современной клубной культуры. Именно на рэп - вечеринках зародилась техника игры, которая сейчас повсеместно используется в танцевальных клубах ; именно на таких вечеринках начал формироваться образ современного диск - жокея. Можно без преувеличения сказать, что культура хип - хоп дала толчок развитыю всей электронной танцевальной музыки 90- х гг. В начале нового тысячелетыя рэп переживает очередной подъем и, вероятно, в будущем подарит своим поклонникам еще немало интересных исполнителей.
Список источников : Рэп osobennosti