УМК «Гармония» Составитель: студентка 34 группы Матвеева А.А.
Наталья Борисовна Истомина Автор учебно-методического комплекта «Гармония» по математике для четырехлетней начальной школы, Доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики начального образования Московского государственного гуманитарного университета им. М. А. Шолохова, Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области образования, Автор учебников и учебно- методических пособий по математике.
Цель изучения курса: многостороннее развитие ребенка; комфортное обучение; подготовка мыслительного аппарата ребенка к дальнейшему обучению; преодоление различий между традиционной и развивающей схемой обучения.
Задачи: обеспечить понимание ребенком изучаемых вопросов; создать условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом; создать для каждого ученика ситуацию успеха в познавательной деятельности.
Принципы: организация учебной деятельности учащихся, связанная с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; организация продуктивного общения, которое является необходимым условием формирования учебной деятельности; формирование понятий, обеспечивающих на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.
Концептуальные основы: Логика построения содержания курса; Методический подход; Система учебных заданий; Методика обучения решению текстовых задач; Формирование представлений о геометрических фигурах; Использование калькулятора; Организация дифференцированного обучения; Построение уроков математики.
Универсальные учебные действия Личностные (смыслообразование, самоопределение). Регулятивные (планирование, прогнозирование, контроль) Общеучебные (моделирование) Коммуникативные (планирование, постановка вопросов).
Содержание программы
1 класс Признаки предметов. Сравнение и классификация по различным признакам (свойствам). Счёт. Количественная характеристика групп предметов. Цифры. Взаимосвязь количественного и порядкового чисел. Сравнение длин предметов (визуально и наложением). Точка. Линия. Луч. Линейка как инструмент для проведения прямых линий. Натуральный ряд чисел от 1 до 9. Сравнение длин с помощью различных мерок. Отрезок. Числовой луч. Сравнение натуральных чисел. Неравенства. Смысл действий сложения и вычитания. Выражение. Равенство. Переместительное свойство сложения. Состав чисел от 2 до 9. Взаимосвязь компонентов и результатов действий сложения и вычитания. Число и цифра нуль. Ломаная. Двузначные числа и их разрядный состав. Единицы длины. Число 10, его состав. Сложение и вычитание разрядных десятков. Единицы массы. Симметричные фигуры.
2 класс Дополнение двузначного числа до «круглых» десятков. Вычитание из «круглых» десятков однозначных чисел. Структура текстовой задачи. Угол. Прямоугольник, квадрат. Многоугольник. Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через разряд. Сочетательное свойство сложения. Скобки. Устное сложение и вычитание чисел в пределах 100 с переходом через разряд. Трехзначные числа и их разрядный состав. Смысл умножения. Умножение на 0 и 1. Понятие «увеличить в». Таблица умножения. Единицы времени. Окружность и круг.
3 класс Площадь фигуры. Таблица умножения. Умножение на 10. Смысл деления. Табличные случаи умножения и соответствующие случаи деления. Единицы площади. Палетка. Измерение площадей фигур. Площадь и периметр прямоугольника. Правила выполнения действия в выражениях. Распределительное свойство умножения. Деление суммы на число. Четырехзначные, пятизначные, шестизначные числа. Умножение и деление на 10, 100, 100. Алгоритм письменного сложения и вычитания. Единицы массы. Единицы длины. Единицы времени. Текстовые задачи. Выделение фигур на чертеже. Куб. его изображение. Грани, вершины, ребра куба. Развертка куба.
4 класс Алгоритм письменного умножения; Деление с остатком; Действия с величинами; Текстовые задачи на зависимость между величинами; Уравнения; Буквенные выражения.
Особенности формирование у школьников приёмов умственной деятельности; система заданий, помогающая организовать активную познавательную деятельность учащихся; применение новых методических подходов к изучению; включение в учебник диалогов между Мишей и Машей; включение учителя в обсуждение того или иного вопроса.
Содержательные линии: Геометрическая; Алгебраическая; Функциональная; Комбинаторная; Логическая; Алгоритмическая; Числовая.
Каким должен быть учитель, реализующий программу? Учитель должен признавать самобытность каждого ребёнка, право на ошибку. Быть тонким психологом, находиться в постоянном поиске новых подходов к решению методических проблем.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 1.Н.Б. Истомина «Программы к курсу математики», «Ассоциация XXI век», В.П. Ручкина, Л.В. Воронина «методика математики в начальных классах» учебное пособие, Екатеринбург, Учебно-методический комплект «Гармония» htmlhttp:// html