Подготовила студентка Субханкулова О. Ф. 4 курс ППДО г. Коркино
Стресс- охватывающая весь организм защитная реакция на сильные и сверхсильные эмоциональные раздражители.
Важно уяснить, что существуют определенные стрессоры, способные вызвать стресс, факторы, порождающие превышение способности организма адекватно реагировать на воздействие извне. Под стрессором (синоним «стресс-фактор», «стресс-ситуация») обычно понимается чрезвычайный или патологический раздражитель; значительное по силе и продолжительности экстремальное воздействие, вызывающее стресс. В самом общем виде обычно различают следующие виды стрессоров:
* физиологические * психологические
Для анализа стрессоров профессионального стресса и стресса руководителей следует ориентироваться на несколько иную классификацию, когда выделяются две другие большие группы стрессоров: - стрессоры служебной деятельности; - стрессоры внеслужебной деятельности. Стрессоры служебной деятельности подразделяется на - общие - специфические
Рассмотрим общие стрессоры,к которым относят следующие: 1. Плохую организацию служебной деятельности 2. Недостаток сотрудников 3. Режим рабочего времени 4. Статусные проблемы 5. Заорганизованность 6. Неопределенность и непредсказуемое развитие событий в организации.
Специфические стрессоры в деятельности руководителя. Под ними понимаются стрессоры, которые присущи не столько самой работе, сколько способу, с помощью которого осуществляется управленческая деятельность на соответствующем уровне. К специфическим стрессорам относят следующие: 1. Нечеткие ролевые обязанности. 2. Ролевой конфликт, возникающий в условиях, когда два аспекта деятельности руководителя оказываются несовместимыми. 3. Нереалистично высокие притязания, стремление к совершенству
Стрессоры внеслужебной деятельности: Стресс, вызванный супругом. Стресс, вызванный детьми. Стресс, вызванный родителями и родственниками. Стресс, вызванный домашней обстановкой. Стресс, вызванный давлением окружающей среды на семью руководителя.
Под управлением стрессом обычно подразумевается совокупность стратегий, методов и приемов, позволяющих человеку предотвратить негативное воздействие стрессоров либо свести это воздействие к минимуму. Сам процесс управления можно представить несколькими вариантами: * до появления стресса главные усилия необходимо сосредоточить на проблемах профилактики стресса; * после появления стресса главное внимание уделяется мерам активного противодействия стрессу; * в острой стрессовой ситуации осуществляются меры первоочередной самопомощи.
В основе профилактики стрессов лежат следующие основные подходы: Во-первых, мудрое отношение к собственной жизни, ее активное конструирование. По мнению Роберта Львовича Кричевского (1996), к принципам мудрого отношения к жизни можно отнести следующие..
1. Постоянно ставить и добиваться соразмерных нашим возможностям жизненных целей 2. Уметь отличать главное от второстепенного. 3. Знать меру воздействия на события, то есть быть реалистичными в оценке как собственных возможностей, так и ситуации, в которой находимся. 4. Уметь подходить к проблеме с разных сторон 5. Готовить себя к любым неожиданным событиям заранее. 6. Воспринимать действительность такой, какова она в реальности, а не в нашем воображении. 7. Стараться понимать окружающих. 8. Уметь извлекать положительный опыт, уроки из всего происходящего. 9. Жить полной жизнью в каждый данный ее момент.
Во-вторых, прогнозирование стрессогенных факторов индивидуальной жизни и заблаговременная подготовка к стрессам, то есть формирование стрессоустойчивости. К основным мероприятиям этого направления необходимо отнести следующие: * использование разнообразных тестовых методик, самонаблюдения для познания себя и раннего обнаружения надвигающегося стресса; * ознакомление с опытом других, специальной литературой по стрессу; * динамичное формирование адекватного образа жизни (если нужны изменения, то они вносятся и соблюдаются); * физические упражнения; * наличие эффективной среды естественной поддержки (семья, социальное окружение, друзья, родственники); * формирование волевых качеств (целеустремленности, инициативности, настойчивости, выдержки (самообладания), решительности, выносливости).
Во-первых, анализ индивидуальной картины стресса. Во-вторых, мобилизация физиологических возможностей организма для противодействия стрессу при помощи: * увеличения приема жидкости (до восьми стаканов в день к тому количеству, которое мы выпиваем ежедневно); * питания; * дыхания; физических упражнений (комбинация упражнений на гибкость (5 мин в день) и выносливость 10 мин в день). в-третьих, мобилизация психофизиологических возможностей для противодействия стрессу, или психическая саморегуляция.