ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У ДЕТЕЙ. СОСТАВИТЕЛЬ: УЧИТЕЛЬ – ЛОГОПЕД ДМИТРИЕВА М.Е.
Под понятием «слоговая структура слова» - принято подразумевать взаиморасположение и связь слогов в слове.
Параметры слоговой структуры слова: Ударность Количество слогов Линейная последовательность Модель слога (открытый, закрытый, прямой, обратный)
Типы слоговой структуры. Двусложные слова, состоящие из открытых слогов. Трехсложные слова, состоящие из открытых слогов. Односложные слова, состоящие из закрытого слога. Двусложные слова, состоящие из одного открытого и одного закрытого слога. Двусложные слова стечением согласных в середине слова. Двусложные слова с закрытым слогом и с течением согласных в середине слова. Трехсложные слова с закрытым слогом. Трехсложные слова со стечением согласных. Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом. Трехсложные слова с двумя стечениями согласных. Односложные слова со стечением согласных в начале и в конце слова. Двусложные слова с двумя стечениями согласных. Четырехсложные слова, состоящие из открытых слогов. Четырехсложные слова со стечением согласных.
Нарушение количества слогов: Сокращение (пропуск) слога: «моток» – молоток Опускание слогообразующей гласной: «пианино» – пианино Увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечение согласных «комната» – комната Нарушение последовательности слогов в слове: Перестановка слогов в слове «деворе» - дерево Перестановка звуков соседних слогов: «бегемот» – бегемот
Искажение структуры отдельного слога Сокращение стечений согласных: «тул» – стул Вставки согласных в слог: «лимонт» - лимон Уподобление слогов: «кококосы» - кокосы Циклический повтор, настойчивое воспроизведение «Били…били…библиотекарь»- библиотекарь Замена предшествующих звуков последующими «ананасы» - ананасы Смешение элементов слов «в холодильнике» – в холодильнике и хлебнице
Причины нарушений слоговой структуры слова: Недостаточный уровень развития артикуляционных возможностей Нарушение слухового (фонематического) восприятия Недостаточный уровень развития неречевых процессов: - Оптико – пространственной ориентации, - Темпо – ритмической организации движений, - Способностей к серийно – последовательной обработке информации.
Основные принципы коррекции нарушений слоговой структуры слова: Наличие фонетико – фонематической базы (достаточный уровень развития фонематического восприятия и произносительных навыков) В начале обучения предлагаются упражнения со словами, содержащими только правильно произносимые звуки Усложнение речевого материала (слоги- слова- предложения-стихи- рассказы), расширение звуковой палитры слов (звуки раннего онтогенеза-свистящие-шипящие-сонорные-различные их комбинации) На этапе формирования слоговой структуры слова- отраженное проговаривание речевого материала; на этапе закрепления навыков- воспроизведение заученных стихов, скороговорок, рассказов; на заключительном этапе навыки автоматизируются в самостоятельной речи (составление предложений, диалогов, рассказов) Семантическое значение слова уточняется до начала его послогового проговаривания
Этапы становления правильной слоговой структуры: Подготовительный этап: Формирование пространственных представлений и оптико – пространственной ориентации. Коррекционный этап. Развитие моторных функций: пространственной организации и сложных серийных движений и действий. Формирование слоговой структуры слова.
Выводы: Работа логопеда над слоговой структурой должна осуществляться в тесной связи с лексическим и грамматическим значениями слова. Нарушение слоговой структуры – одно из следствий глубокого недоразвития фонематического восприятия, что, в свою очередь, свидетельствует о наличии общего недоразвития речи. Самым распространенным дефектом произношения слов различной слоговой структуры у детей является нарушение воспроизведения стечений согласных звуков. Одно из важных условий проведения коррекционной работы – формирование слоговой структуры слов с опорой на слуховую, зрительную и кинестетическую функции.