ЗАПАДНИКИ И СЛАВЯНОФИЛЫ ПАНЬКОВА АЛИНА, 10 А
Две доминирующие философские мысли в России 19 века это западники и славянофилы. Это был важный будущего России, ее устоев и традиций. Это выбор пути, определение вектора будущего развития. В российском обществе еще в XIX столетии состоялся принципиальный раскол во взглядах на будущее государства: часть примером для наследования считала государства западной Европы, другая часть утверждала, что Российская Империя должна иметь свою особую модель развития. Эти две идеологии вошли в историю, соответственно, как «западничество» и «славянофильство».
КОРНИ ПОЯВЛЕНИЯ ЗАПАДНИКОВ СЛАВЯНОФИЛОВ Принято считать, что раскол в общество по поводу выбора своего пути или наследования Европы внес царь, а позже император Петр I, который пытался модернизировать страну на европейский лад и в результате привнес на Русь множество укладов и устоев, которые были характерны исключительно для западного общества. Но это был только 1, крайне яркий пример того, как вопрос выбора решался силой, и всему обществу это решение навязывалось. Однако история спора намного сложнее.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ СЛАВЯНОФИЛОВ И. В. Киреевский А.С. Хомяков Ю.Ф. Самарин А.С. И К.С. Аксаковы
Славянофилы обосновывали идею о мессианской роли России в истории человеческой цивилизации. Они считали, что политическое устройство России должно базироваться на монархии. Основой духовности должно быть православие. ОБРАЗ МОСКВЫ У СЛАВЯНОФИЛОВ Русскому народу присущи такие ценности, как соборность, коллективизм, общинность. Славянофилы верили в особый путь русского исторического развития. Большое внимание уделялось народу как главному деятелю истории.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЗАПАДНИКОВ А.И.Герцен В.Г.Белинский Т.Н.Грановский С.М.Соловьев К.Д.Кавелин
Западники придерживались идеи европеизации России. Россия должна смотреть на Запад как на образец. Она должна перенять западный экономический уклад, западные республиканские формы государственного устройства и западные духовные ценности.
«Мы, как двуликий Янус, смотрели в разные стороны, но сердце у нас билось одно! Да, мы были противниками, но очень странными. У нас была одна любовь, но не одинаковая. У них и у нас запало с ранних лет одно сильное чувство безграничной, обхватывающей все существование любви к русскому народу, русскому быту и русскому складу ума». Отношение западников и славянофилов можно определить словами А.И. Герцена:
Теории славянофильства и западничества оказали огромное влияние на развитие социально- политической и революционной мысли в России, привели к возникновению теории крестьянской революции в России в работах Герцена и Чернышевского, что, в свою очередь, послужило толчком для возникновения народничества, идеологами которого были Лавров, Ткачев и Бакунин. Лавров П.Л Бакунин М.А. Ткачев П.Н.