Проблемное обучение в работе с детьми дошкольного возраста Подготовила Шульженко Ю.С.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
А КТУАЛЬНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ В УСЛОВИЯХ ФГТ.
Advertisements

МАДОУ «Детский сад 6» СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ для педагогов «Использование проблемных ситуаций на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»
Проблемное обучение это совокупность таких действий как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи.
Консультация «Использование проблемного обучения в детском саду» Подготовила Заведующая МДОУ «Детский сад комбинированного вида 7 «Солнышко» г.Ершова Саратовской.
Проблемное обучение и его педагогические возможности подготовила: зам. зав. по ВОР МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида «Пчёлка» Гришечкина Е.А.
Технология проблемного обучения – технология личностно - ориентированного образования.
«Технология проблемного обучения – технология компетентностно- ориентированного образования». 8 декабря 2009 года Заместитель заведующего по ВМР Евдешина.
Опытно - экспериментальная технология Составитель: Важенина. Н. Н.
МБДОУ «Детский сад 11» «Использование проблемных ситуаций при валеологическом воспитании детей» Инструктор по физической культуре Малявина А.В. Педсовет.
Ф.И.О.: Яцковская Наталья Николаевна Образование: ДГУ, 1992 год Педстаж: 26 лет Квалификационная категория: высшая.
Постановка учебной задачи на уроке Хвоинская В.А., МБОУ СОШ 13, г. Сургут.
Городское методическое объединение для воспитателей ДОУ Златоуст, 2012.
Т Е Х Н О Л О Г И Я П Р О Б Л Е М Н О Г О О Б У Ч Е Н И Я.
МОУ Приморская средняя общеобразовательная школа Агаповского района Челябинской области Учитель математики высшей квалификационной категории Яковлева Мария.
... создание «благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей.
Деятельная модель урока в условиях реализации ФГОС.
Проблемное обучение М. И. Махмутова Исполнители: Дедюхина К.В., Доминова М.А., Якупова Е.В., учителя начальных классов.
Боровикова Екатерина Ивановна учитель математики высшей категории МОУ «СОШ 1 р.п. Новые Бурасы»
Тема: «Совместная работа дошкольного учреждения и семьи по развитию математических представлений у детей дошкольного возраста на современном этапе»
Инновационные технологии в дошкольном образовании.
Транксрипт:

Проблемное обучение в работе с детьми дошкольного возраста Подготовила Шульженко Ю.С.

Согласно ФГОС у выпускника дошкольного образовательного учреждения должны быть сформированы такие интегративные качества как «способность решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту; способность планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели, способность применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач (проблем), поставленных как взрослым, так и им самим; в зависимости от ситуации может преобразовывать способы решения задач (проблем)».

В этой связи усилия педагога дошкольного учреждения должны быть направлены на развитие у ребенка старшего дошкольного возраста самостоятельности целеполагания и мотивации деятельности, нахождения путей и способов ее осуществления, самоконтроля и самооценки, способности получить результат. Успешно решать данные задачи позволяет внедрение современных образовательных технологий в практику работы образовательного учреждения

В числе современных педагогических технологий, которые обогащают субъектный опыт детей старшего дошкольного возраста, обеспечивают самостоятельную деятельность ребенка, рассматривается технология проблемного обучения, которая являясь специально созданной совокупностью специфических приемов и методов, помогает детям самостоятельно добывать знания, учит самостоятельно применять их в решении новых познавательных задач. Технология проблемного обучения обеспечивает реализацию задач оптимизации социального взаимодействия в системах «взрослый-ребенок», «ребенок-другой ребенок» на основе партнерства и сотрудничества, а также успешной адаптации ребенка к предстоящему школьному обучению.

«Человек, по-настоящему мыслящий, черпает из своих ошибок не меньше познания, чем из своих успехов» Д.Дьюи «Человек, подлинно владеет лишь тем, что добывает собственным трудом». С.Л. Рубинштейн В основу проблемного обучения легли идеи американского психолога, философа и педагога Дж. Дьюи ( ), который в 1894 году основал в Чикаго опытную школу, в которой основу обучения составлял не учебный план, а игры и трудовая деятельность. В разработке принципиальных положений концепции проблемного обучения активное участие принимали: Т. В. Кудрявцев, Кудрявцев В. Т., И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин, М. И. Махмутов, В. Оконь, М. Н. Скаткин и другие.

Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению (Н.Е. Веракса). Суть проблемного обучения заключается в том, что педагог создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

Структурной единицей проблемного обучения является проблемная ситуация Проблемная ситуация – состояние умственного затруднения обучающихся, вызванное недостаточностью ранее усвоенных ими знаний и способов деятельности для решения познавательной задачи, задания или учебной проблемы. Проблемная ситуация возникает, когда педагог преднамеренно сталкивает жизненные представления детей (или достигнутый ими уровень) с научными фактами, объяснить которые они не могут - не хватает знаний, жизненного опыта. Проблемная ситуация специально создается воспитателем с помощью определенных приемов, методов и средств.

Чтобы ребенок-дошкольник осознал предлагаемую ему ситуацию как проблемную и заинтересовался ею, был выделен ряд специфических приемов создания проблемных ситуаций: 1. Акцентирование внимания детей на противоречии между знаниями и жизненным опытом. (Мы знаем, что температура снега ниже 0. Почему же тогда, сгребая зимой снег к стволу дерева, мы считаем, что спасаем его от мороза?) 2. Побуждение детей к сравнению, обобщению выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов. (Почему у птиц клювы разной формы? Можно ли хвоинку назвать листочком?)

3. Рассматривание какой-либо проблемы с различных позиций, часто ролевых. (Что может рассказать о снеге (цветке, туче…) художник, медик, эколог.) 4. Создание противоречия. (Хочу построить кораблик, но не знаю, какой материал лучше выбрать для него.) 5. Организация противоречия в практической деятельности детей. (Составим правила поведения в автобусе для нечитающих пассажиров.)

В ходе анализа проблемной ситуации выделена определенная последовательность, или алгоритм решения проблемной ситуации, состоящий из пяти этапов: постановка проблемы; актуализация знаний; выдвижение гипотез, предположений; проверка решения; введение в систему знаний.

На 1 этапе - постановки проблемы - основная цель воспитателя – помочь детям осознать и присвоить предложенную проблемную ситуацию На 2 этапе - актуализации знаний - актуализировать необходимые знания, которые станут базовыми для следующего этапа решения проблемы. На 3 этапе выдвижения гипотез и предположений, целью является вовлечение детей сначала в процесс выдвижения предположений, а затем в процесс выделения этапов поиска и их планирование. На 4 этапе - проверки решения – основной целью является организация деятельности по проверке решения и помощь в выборе правильного решения. Проверку можно осуществить через различные виды деятельности. Например в образовательной области "Познание" раздел "Ребенок открывает мир природы" (программа "Детство") наиболее эффективным способом проверки, является экспериментирование. Поэтому этот этап можно назвать самым оптимальным для организации опытно- исследовательской деятельности. 5 этап - «Введение в систему знаний» направлен на выделение новых знаний и организацию деятельности по применению полученных знаний на практике, их присвоению.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС - ЭТО НЕ ПРОСТО ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗНАНИЯ, КОТОРОЕ УЖЕ ЗНАКОМО ДЕТЯМ, А ПОИСК ОТВЕТА НА ОСНОВЕ РАССУЖДЕНИЯ. 1. «Оденем куклу на прогулку» (согласно времени года) 2. «Готовим салат» (выбери продукты согласно рецепту) 3. Как и чем можно нарисовать, если нет кисточек и карандашей. 4. Подготовь материал к определенному занятию (индивидуальное задание для ребенка)

Животные в лесу тоже могут заболеть, как Вы думаете, как животные сами себя лечат?

В ПРОБЛЕМНОЙ ЗАДАЧЕ ДЕТИ ДОЛЖНЫ НАЙТИ РЕШЕНИЕ НА ПОСТАВЛЕННЫЙ ВОПРОС ( КАК В ЛЮБОЙ ЗАДАЧЕ, ЕСТЬ УСЛОВИЕ И ВОПРОС) Проблемная задача 1. Буратино уронил ключ в воду, его надо достать, но прыгнув в воду, Буратино всплывает. Как ему помочь?

Проблемная задача 2 Иван-Царевич потерялся в лесу и не может найти дорогу назад. Что он должен сделать?

Он взрослых изводил вопросом «почему?» Его прозвали «маленький философ». Но только вырос он, как начали ему Преподносить ответы без вопросов. И с этих пор он больше никому Не задает вопросов «почему?» (С.Маршак)

Проблемная ситуация «Как сохранить кусочек зимы летом?» Содержание: Людям всегда хочется того, чего нет, или того, что наступит не скоро. Так летом, когда жарко, мы начинаем вспоминать зиму. Можно ли сохранить кусочек зимы летом?

Спасибо за внимание!