Законы организации: СИНЕРГИЯ Студент ИГЭС ТЭС 5-1 Терехов И. Н. Преподаватель Нарежная Т. К.
Что такое Синергия? Синергия усиливающий эффект взаимодействия двух или более факторов, характеризующийся тем, что совместное действие этих факторов существенно превосходит простую сумму действий каждого из указанных факторов
Синергия проявляется во многих сферах жизни. Например, фирма из двух человек может произвести в 10 раз больше продукции, чем один ИП за счет разделения труда. Каждый сотрудник специализируется на своей узкой задаче а за счет этого растет его профессионализм, мастерство и скорость. За счет этого и наблюдается существенный рост производительности труда. Что такое Синергия?
Основной закон организации Закон синергии: «Для любой организации существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда будет либо существенно больше простой суммы потенциалов, входящих в нее элементов (людей, компьютеров и т.д.) либо существенно меньше». Сущность синергии: конечные результаты функционирования системы не равны сумме результатов индивидуального функционирования отдельных составных структурных элементов. Общие (совокупные) результаты функционирования системы, как правило, выше или ниже суммы индивидуальных действий функционирования, т.е. в процессе функционирования любой системы возникает синергетический эффект, он может быть положительным или отрицательным. Природа этого эффекта – взаимодействие отдельных частей структурных элементов усиливает (ослабляет) индивидуальные возможности результативности функционирования каждого элемента системы.
Такое неодинаковое влияние взаимодействия структурных элементов системы на результативность функционирования каждого элемента зависит от соответствия, адекватности взаимодействия элементов системы. Если элементы не соответствуют друг другу, то возникает отрицательный синергетический эффект. Если же полное соответствие – то возникает положительный синергетический эффект. Любой закон – это постоянная устойчивая связь. Пример синергетического эффекта – очень наглядно на примере функционирования какого-нибудь коллектива. Если сравнить результат деятельности (объем работы) с суммарным объемом работы который мог выполнить каждый работник в отдельности, то работа коллектива в суммарном соотношении гораздо выше. Синергетический эффект возникает в результате взаимодействия работников между собой, в результате морального стимулирования, возникает коллективный контроль, берет пример с других, это зависит от работников. Основной закон организации
Закон синергии Закон синергии может быть реализован в трех вариантах: Первый вариант. Руководитель и подчиненные ничего не знают о законе синергии. Второй вариант. Руководитель знает о законе, а его подчиненные нет. Третий вариант. Руководитель и подчиненные знают о законе синергии
Первый вариант. Руководитель и подчиненные ничего не знают о законе синергии. Результат стихийного действия закона. Руководитель и персонал, заботясь о процветании своей компании, исходя из средств, будут основное внимание обращать на личные и профессиональные качества вновь принимаемых специалистов, технические характеристики оборудования. Однако даже очень хороший профессионал и замечательный человек может не вписаться в микроклимат коллектива и его отдача будет меньше; купленное первоклассное быстродействующее оборудование может не анализировать свои возможности в ряду уже имеющегося морально устаревшего оборудования или при отсутствии требуемой подготовки персонала. Таким образом, потенциал многих приобретенных элементов может в сумме дать меньший, чем запланировано, результат. Так, например, в последние месяцы Второй мировой войны 1945 г. США и СССР искали и вывозили из Германии военных и гражданских специалистов экстра-класса для работы на отечественных заводах. Немецкие специалисты добросовестно работали на соответствующих объектах, однако синергетический эффект достигнут не был. Этому мешали многочисленные препятствия личного и профессионального характера. И в конце концов, многим из этих специалистов разрешили возвратиться на родину в ФРГ.
Второй вариант. Руководитель знает о законе, а его подчиненные нет. Результат действия закона. Руководитель будет стараться приобрести или правильно расставить ресурсы в организации для достижения гармонии и получения положительного синергетического эффекта. Подчиненные могут не понять стратегических и тактических замыслов руководителя и начнут сопротивляться, согласно закону самосохранения. Ибо не всегда непрофессионал в области управления может правильно понять маневр руководителя. Так, для подбора персонала в конкретный коллектив руководитель должен иметь или собрать своеобразное досье на каждого работника коллектива, для того чтобы качества нового работника сразу нашли бы там свое место и не создали неудобств для уже работающих. Однако многие работники будут с большой неохотой давать достоверную и подробную информацию о себе. Это самый плохой вариант, приводящий к непониманию действий руководителя и персонала.
Третий вариант. Руководитель и подчиненные знают о законе синергии. Результат действия закона будет самым благоприятным. Все работники в рамках своих полномочий и ответственности с пониманием будут относиться к действиям руководителя по гармонизации деятельности и ресурсов. Кроме того, подчиненные будут сами самосовершенствоваться, для достижения синергии. Синергия – это, прежде всего, благоприятный климат, творческая работа и прибыль.
Источники образования эффекта синергии. Синергетический эффект (положительный или отрицательный) возникает в результате взаимодействия всех составных элементов организации, т.е. если структурные элементы не соответствуют между собой, то возникает отрицательный синергетический эффект, если адекватны – положительный. Например, при несоответствии между видами техники (устаревшими и новыми) – возникает отрицательный синергетический эффект, и суммарный результат всего оборудования будет гораздо меньше, чем в отдельности, либо же оборудование новое – а сотрудники неквалифицированные – тоже отрицательный синергетический эффект. Одна из основных задач управления организацией всех уровней состоит в том, чтобы создать условия для формирования полной гармонии.
Для того чтобы создать эффективный механизм использования закона синергии необходимо, прежде всего, знать, что такой закон существует. При этом действие закона должны знать не только управленцы, но и все работники организации, в этом случае можно достичь максимальных результатов. Если руководство организации решило приобрести станок, но не с самыми высокими показателями, у работников может возникнуть непонимание, негативное мнение. В действительности такие действия (покупка не самого лучшего оборудования) более целесообразна, т.к. соответствует параметрам использования оборудования. Синергетический эффект, его наличие, проявляется в характере динамики многих показателей. Например, если имеет место постоянный рост рентабельности, постоянное выполнение бизнес-плана, рост заинтересованности работников повышать свою квалификацию, устойчивые связи организации с внешним миром, если существует нормальный психологический климат в коллективе, т.е основание утверждать что данная организация сумела выявить и организовать положительный синергетический эффект. Трудность (проблема) состоит в том, как определить долю синергетического эффекта в положительной динамике этих показателей, т.к. в этой динамике участвуют не только синергетические факторы, но и другие. Источники образования эффекта синергии.
Признаки достижения синергии в организации. o Хорошее настроение в коллективе; o Снижение простудных и сердечно-сосудистых заболеваний; o Поддержка коллективной, а не сдельной оплаты труда; o Сокращение технологического цикла; o Использование замороженных ресурсов, в т.ч. находящихся в личном пользовании; o Частичный отказ от услуг сторонних организаций; o Рост числа предложений по совершенствованию производства и управления; o Усиление интереса работников к повышению профессионального образования; o Активное приобретение акций своей компании; o Выработка и поддержка традиций организации;
Методы реализации законов синергии «Вопросы и ответы»; «Конференция идей»; «Мозговая атака»; «Кейсметод»; Метод «эвристического прогнозирования»
Метод «вопросов и ответов» Его реализация может быть частично формализована с помощью компьютера путем создания информационной базы вопросов трех уровней: вопросы, на которые есть практические ответы и известны конкретные результаты – это прошлый опыт. вопросы, на которые есть ответы, но мало конкретных результатов или они не подтверждены независимыми источниками. вопросы, которые ставятся по новым проблемам, и на них еще нет ответов. Путем коллективного тренинга по первому и второму уровням вопросов можно прийти к решению и ряда вопросов третьего уровня.
Метод «конференции идей» Основные принципы данного метода следующие: 1. число участников в пределах 4-12; 2. запрещаются насмешки, критика, в том числе и позитивная; 3. для обсуждения формулируются одна - две зависимые друг от друга задачи; 4. продолжительность конференции минут; 5. ведется запись всех предложений, в том числе и абсурдных. Затем через 1-2 недели специалисты компании анализируют все предложения более внимательно. Технология данного метода включает следующие этапы: 1. Тренировка генерации коллективных идей по заранее заданным проблемам; 2. Изучение возможностей участников тренинга; 3. Корректировка состава участников генерации идей; 4. Генерация участниками идей по новым проблемам; 5. Обсуждение предложенных идей.
Метод «мозговой атаки» является наиболее распространенным в США. В основе его лежит стимулирование подсознания, которое является неиссякаемым источником человеческого духа, появления блестящих идей. Метод «эвристического прогнозирования» основан на обсуждении прогнозных решений высококвалифицированными специалистами в узких областях техники, технологии, производства. Каждый специалист, опираясь на свою компетентность, оценивает предлагаемое решение, а возможно и совершенствует его. В результате глубокого профессионального анализа каждой стороны вариантов решений выявляется лучшее, а возможно и формулируется в ходе обсуждения совершенно новое. Этот метод является плодотворным в случае отсутствия алгоритмического подхода к выработке наилучшего решения. Методы реализации законов синергии
Заключение Организация – это сложный механизм, и поэтому для управления требуется опытный, высококвалифицированный руководитель. Он должен стремиться усиливать имеющиеся положительные ситуации и формировать недостающие. Если руководитель поймет закон синергии и научиться им пользоваться, то компания встанет на путь стабильности и будет приносить прибыль.