Дисциплина как определяющий фактор развития личности Архангельская Ирина Леонидовна Воспитатель МДОУ ЦРР детский сад 1. г. Орехово-Зуево 2018 г
«Сознательная дисциплина» ( по мнению детей) Хорошее поведение на занятиях, на прогулке, в магазине, на улице; Хорошее поведение на занятиях, на прогулке, в магазине, на улице; Умение слушаться маму, папу и воспитателя; Умение слушаться маму, папу и воспитателя;
В словаре русского языка С.И. Ожегова записано, что «дисциплина – это обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива подчинение установленному порядку, правилу…» Соответственно, дисциплинированный – это человек, подчиняющийся дисциплине, соблюдающий порядок, воспитанный. «Дисциплина – определенный порядок поведения людей, отвечающий сложившимся в обществе нормам права и морали, а также требованиям той или иной организации…» ( из «Энциклопедического словаря»)
По мнению современных учёных: «В области воспитания детей дисциплина – это тренировка ума и характера ребенка, чтобы он стал самостоятельным, умеющим владеть собой, достойным и конструктивным членом общества»
Дисциплинированность ребёнка дошкольного возраста это формирующаяся привычка и способность выполнять установленные в детском саду и семье правила поведения, требования взрослых, понимать их целесообразность и необходимость, а также умение управлять своими поступками: это формирующаяся привычка и способность выполнять установленные в детском саду и семье правила поведения, требования взрослых, понимать их целесообразность и необходимость, а также умение управлять своими поступками: тормозить свои порывы, тормозить свои порывы, сдерживать свои действия, нарушающие требования дисциплины. сдерживать свои действия, нарушающие требования дисциплины.
Показатели формирующейся дисциплинированности: (В.И.Логинова) привычка самостоятельно и постоянно соблюдать установленные правила поведения; привычка самостоятельно и постоянно соблюдать установленные правила поведения; готовность выполнять требования воспитателя, чётко следовать его указаниям (исполнительность); готовность выполнять требования воспитателя, чётко следовать его указаниям (исполнительность); умение сдерживать непосредственные побуждения, если это может привести к нарушению правил; умение сдерживать непосредственные побуждения, если это может привести к нарушению правил; умение остановить или удержать сверстника, нарушающего правила поведения; умение остановить или удержать сверстника, нарушающего правила поведения; понимание смысла выполнения знакомых правил поведения. понимание смысла выполнения знакомых правил поведения.
Причины нарушения дисциплины: Причины нарушения дисциплины: 1) Несогласованность требований к ребенку в детском саду и семье, отсутствие единства методов воздействия на него. 2) Нарушение дисциплины с целью привлечения к себе поведения. 3) Нарушение дисциплины с целью показать свою «власть» над воспитателем, родителями. 4) Нарушение дисциплины в случае утомления, длительных ожиданий. 5) Нарушение дисциплины может также происходить вследствие того, что ребенком руководит мотив «избегание неудач »
Главные принципы общения с ребенком- ПРИНЯТЬ, ПОНЯТЬ, ПОДДЕРЖАТЬ
Язык принятия Язык непринятия Язык принятия Язык непринятия Контакт глаз, приветливый взгляд, Контакт глаз, приветливый взгляд, Позитивные телесные контакты (поглаживание, прикосновение) Доброжелательные, приветливые интонации Приглашение к совместной деятельности, Выражение заинтересованности, Улыбка Одобрение, похвала, комплимент Позиция «рядом», «вместе» с ребенком Поддержка в трудной ситуации Оценка поступка «Мне жаль, что ты не захотел поделиться игрушками » поделиться игрушками » «временный »язык («Сегодня у тебя это задание Не получилось») Сравнение ребенка с самим собой, положительны оценки Ласковые слова Просьба Обращение по имени, использование ласковых форм имени Опоры на сильные стороны ребенка Игнорирование, строгий взгляд Негативные телесные контакты ( отталкивание. Одергивание, физические наказания, угрожающие или игнорирующие позы) Негативные, грубые, нравоучительные интонации, окрик Отказ от общения и совместной деятельности, игнорирование, равнодушие Жесткая мимика Негативные оценки, подчеркивание неудачи Позиция «над» ребенком Критика, высмеивание Негативная оценка « Ты очень жадный ребенок» «Постоянный язык» («У тебя никогда ничего не получается как следует») Сравнение ребенка с другими детьми, обсуждение Поведения ребенка в присутствии других, негативные оценки. Оскорбления, насмешки, упреки, негативные высказывания. Команды, приказы Обращение по фамилии, придумывание «прозвищ» Подчеркивание «промахов» ребенка
Для того, чтобы разовое поручение вошло в привычку, доставляло ребёнку удовольствие, попробуйте: * составлять вместе с детьми список необходимых дел как помочь семье; * составлять вместе с детьми список необходимых дел как помочь семье; * научить детей навыкам работы и выполнять её вместе с детьми до тех пор, пока они не научатся работать самостоятельно, дайте им понять, что в случае необходимости вы всегда будете рядом, отойдите в сторону и не вмешивайтесь, пока вас не попросят, если появятся проблемы, обсудите их, не спешите с критикой, особенно в тот момент, когда работа выполняется; * научить детей навыкам работы и выполнять её вместе с детьми до тех пор, пока они не научатся работать самостоятельно, дайте им понять, что в случае необходимости вы всегда будете рядом, отойдите в сторону и не вмешивайтесь, пока вас не попросят, если появятся проблемы, обсудите их, не спешите с критикой, особенно в тот момент, когда работа выполняется; * обеспечьте детей инвентарём соответственно их возрасту; * обеспечьте детей инвентарём соответственно их возрасту; * установите время для совместной домашней работы, когда все члены семьи могут работать вместе, вместо того, чтобы вывешивать список дел для детей; * установите время для совместной домашней работы, когда все члены семьи могут работать вместе, вместо того, чтобы вывешивать список дел для детей; *цените вклад, а не качество сделанной работы, если ребёнок потерял интерес к своей работе на её середине, похвалите его за выполненное, вместо того, чтобы требовать окончания начатой работы; *цените вклад, а не качество сделанной работы, если ребёнок потерял интерес к своей работе на её середине, похвалите его за выполненное, вместо того, чтобы требовать окончания начатой работы; * не жалейте детей и не делайте за них их работу потому, что они устали в детском саду или они занимаются в секциях и кружках; * не жалейте детей и не делайте за них их работу потому, что они устали в детском саду или они занимаются в секциях и кружках;
Понятие дисциплины неразрывно связано с таким понятием, как любовь близких, так как: * родители первыми знакомят своих детей с нормами и правилами поведения дома, на улице, в общественных местах; * родители первыми знакомят своих детей с нормами и правилами поведения дома, на улице, в общественных местах; * имея свой жизненный опыт, родители формируют в своих детях представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо»; * имея свой жизненный опыт, родители формируют в своих детях представления о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо»; * пример родителей (положительный или отрицательный) влияет на формирование жизненного опыта детей; * пример родителей (положительный или отрицательный) влияет на формирование жизненного опыта детей; * только эмоционально уравновешенные и любящие родители формируют у ребёнка доброе и заботливое отношение к людям; * только эмоционально уравновешенные и любящие родители формируют у ребёнка доброе и заботливое отношение к людям;
Рекомендации для взрослых: * обращайтесь к ребёнку с просьбой вежливо, исключайте командный тон; * обращайтесь к ребёнку с просьбой вежливо, исключайте командный тон; * старайтесь вызвать у ребёнка ответственное отношение к выполнению вашей просьбы; * старайтесь вызвать у ребёнка ответственное отношение к выполнению вашей просьбы; * обращаясь с просьбой, давайте ребёнку инструкции её выполнения; * обращаясь с просьбой, давайте ребёнку инструкции её выполнения; * не просите ребёнка выполнить то, что ему не по силам, сначала научите; * не просите ребёнка выполнить то, что ему не по силам, сначала научите; * не забывайте, пожалуйста, выразить родительскую признательность за выполненную просьбу; * не забывайте, пожалуйста, выразить родительскую признательность за выполненную просьбу;
Результат каждого поручения, выполненного ребёнком, должен быть оценён. Для этого в каждой семье выработалась своя система поощрений и наказаний. Для этого в каждой семье выработалась своя система поощрений и наказаний. Поощрение – это проявление положительной оценки поведения ребёнка. Наказание – это отрицательная оценка поведения ребёнка.
Поощрение: *дают сладкое – 5 *разрешают смотреть телевизор, играть на компьютере – 6 *хвалят, целуют – 2 *покупают новые игрушки, вещи – 7 * никак не наказывают - 4 Наказание: * не дают сладкое – 3 * не разрешают смотреть телевизор, играть на компьютере - 4 * ругают – 9 * ремень, угол – 9 *никак не хвалят – 4
Определить необходимое наказание и его меру очень трудно. Оно должно соответствовать проступку. Ребёнок очень чувствителен к справедливости наказания. Товарищи помните следующее: Вы можете ошибаться; Имейте мужество извиниться перед ребёнком, если наказали его незаслуженно; Контролируйте поведение ребёнка, старайтесь предупредить возможные отрицательные поступки;
«Ваше собственное поведение- самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни…» А.С. Макаренко, «Лекции о воспитании»
Спасибо за внимание !