Живя в современном мире, мы постоянно сталкиваемся со средствами массовой информации. Они настолько прочно основались в нашей повседневности, что мы даже представить себе не можем своего существования без них. Значение средств массовой информации в жизни современного общества трудно переоценить.
Начавшееся в середине 20- го столетия бурное развитие информационных технологий заложило основу формированию общества совершенно нового типа - информационного общества-Средства массовой информации занимают в развитии общества особое место
. Их воздействие на человека начинается в самом раннем возрасте и продолжается всю жизнь. По сути дела в современном мире средства массовой информации взяли на себя значительную часть функций по формированию сознания людей, воспитанию их вкусов, взглядов, привычек, предпочтений. Средства массовой информации вводят человека в курс дел по всему миру, освещают актуальную информацию и общественные проблемы. Но нельзя забывать о таком явлении как реклама, которая уже на протяжении нескольких веков тесно связана с понятием СМИ.
Воздействие рекламы на психику человека Основным психомеханизмом воздействия рекламы на психику человека является внушение. Внушение – психологическое воздействие на сознание человека при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок. Внушение может приводить к появлению у человека, помимо или против его воли определённых состояний, чувств, отношений к самому себе и к окружающим. Воздействие рекламы на психику человека Основным психомеханизмом воздействия рекламы на психику человека является внушение. Внушение – психологическое воздействие на сознание человека при котором происходит некритическое восприятие им убеждений и установок. Внушение может приводить к появлению у человека, помимо или против его воли определённых состояний, чувств, отношений к самому себе и к окружающим. Изучая влияние рекламы на сознание и подсознание человека, исследуя воздействие рекламиста на потребителя, нужно понимать, что эффективность такого воздействия не может определяться каким-то отдельными психическими процессами, характеристиками психики или характеристиками самой рекламы, допустим, только ее запоминаемостью, способностью привлекать внимание или вызывать положительные эмоции.
Эмоциями называют такие психические процессы, в которых человек переживает свое отношение к тем или иным явлениям окружающей действительности; в эмоциях получают свое субъективное отражение различные состояния организма человека. Эмоции всегда носят личный, субъективный характер. На эмоциональную память сильное воздействие оказывает яркость впечатлений.
Как известно, у людей, помимо зрительной, очень устойчивой, является память эмоциональная, которая работает по принципу: приятно неприятно, понравилось не понравилось. Рекламные материалы неизбежно навевают неосознаваемые эмоциональные образы. Память на эмоциональные образы и эмоциональные состояния одна из самых прочнейших.
Любой рекламный видеоклип это не только информация, это прежде всего несколько эмоционально насыщенных минут, лично переживаемых человеком в момент просмотра. Характерна в этом отношении сама рекламная лексика с ее богатой эмоциональной терминологией: «тепло», «уют», «сияние».
В 1993 году в одной из московских газет было помещено объявление известного мясоперерабатывающего комбината. Оно вызвало у потребителей, которым была показана эта реклама, крайне неблагоприятный спектр эмоциональных состояний. На рисунке был изображен человек, который стоя на одной ноге и, засунув свою голову в мясорубку, рукой проворачивал ручку мясорубки, имитируя процесс приготовления фарша. Что должен был подумать читатель газеты, когда он видел это рекламное объявление? Таким образом, авторы рекламы, по- видимому, сами того не понимая, оказали плохую услугу вполне уважаемому предприятию.
Замечено, что в ряде случаев рекламное сообщение строится на смягчении или подавлении чувства вины, испытываемой потребителями при покупке некоторых товаров, например сигарет, алкогольных напитков, кондитерских изделий, – чувства вины за нанесение ущерба своему здоровью, нарушение гигиенических правил и др. Особенно часто негативные эмоции вызывает многократно, слово в слово повторяющаяся реклама на радио или телевидении (особенно на радио). Психологически очень тяжело постоянно слышать одно и то же. Однообразие надоедает, возникает желание переключиться на другую волну или вообще выключить радиоприемник.
Безусловно, положительные эмоции вызывает юмор. Чувство юмора – одно из наиболее специфических чувств, которые способен переживать человек. Однако применение юмора в рекламе – дело весьма тонкое, нередко деликатное. Пользоваться юмором в рекламе рекомендуется осторожно. Кого-то он привлекает, а кого-то и отталкивает.
Решение проблемы современная психология видит в том, что индивидуальное творчество в рекламе не должно противоречить задаче расширения рынка потребителей. Это означает, что реклама эмоционально должна привлекать людей, а не отталкивать. Сегодня во многих западных странах наблюдается тенденция показывать вещи в привлекательном свете, но с некоторой долей иронии. Чтобы побудить потребителя купить, его надо очаровать, показать ему новые возможности, которые у него появятся с приобретением того или иного товара.
В современном обществе почти полностью отсутствует барьеры развития информационных технологий. Однако чтобы улучшить состояние духовно нравственного здоровья нации нужно самостоятельно учиться воспринимать поток информации избирательно и как можно жестче ограничивать негативное влияние СМИ и рекламы.
Спасибо за внимание!