Возникновение ФИЛОСОФИИ
С возникновением философии связывают одну из самых значительных духовных революций, пережитых человеком Особенности Философия это один из видов мировоззрения. Мировоззрение появилось раньше философии. Первым типом мировоззрения стала мифология. В 7-6 веке до н.э. в сознании человека произошел колоссальный переворот – сложилось мировоззрение другого уровня Возникают зачатки научного, теоретического, знания, которые получили название «про то науки» Первые философы были и первыми учеными.
Происхождение философии Исследователи придерживаются различных взглядов на происхождение философии. Считается, что философия возникала в 7-6 в. до н.э. По вопросу где возникла философия, тоже нет единой точки зрения. Принято считать, что философия сложилась в Древней Греции, в Древнем Китае и в Древней Индии.
Возникновкение ФИЛОСОФИИ Особенности философии Древней Греции 1. Становление философии происходило с тесной связью со становлений научных знаний о природе. 2. Философия получила название – натурфилософии. 3. Наука и философии в Древней Греции не были расчленены, составляли единое целое.
Возникновкение ФИЛОСОФИИ Особенности философии Древней Индии 1. Философия складывалась под большим влиянием текстов. (Веды – древней литературный памятник). 2. В меньшей степени связана с наукой 3. Тесно связана с мифологией и религией.
Возникновкение ФИЛОСОФИИ Особенности философии Древнем Китае 1. Философия имела явную практическую направленность 2. Основное направление конфуцианство. 3. Мало занимались абстрактными вопросами, главное внимание уделялось устройству человеческого общества и воспитанию отдельного человека. 4. Исключением являлась лишь философия – дао (направление даосизм)
Древнегреческая философия первоначально сложилась на материковой части Греции, в Ионии, городах портах Малой Азии Философские школы Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит) Пифагорейская школа (Пифагор) Элейская школа (Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс)
Анаксимандр ( до н.э.) Основные взгляды: Первоначало всего сущего «апейрон» вечная, бесконечная субстанция, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится. Бог первопричина, а Боги становятся мирами, универсумами, коих множество, и они-то циклически возникают и гибнут. Мир состоит из серий противоположностей, определяющих генезис Космоса. Центр Вселенной Земля, представляющая собой срез цилиндра, который парит в воздухе.
Фалес ( до н.э.) Основные взгляды: Первоначало всего сущего вода «фазис», жидкий, текучий, а то, что мы пьем, лишь одно из его состояний. Вода соотносится с божественным началом. Неживая природа, все вещи имеют душу (гилозоизм). Центр Вселенной Земля, представляющая собой плоский диск, покоящийся на воде. Вселенная полна богов.
Анаксимен ( до н.э.) Основные взгляды: Первоначало всего сущего воздух, который проходит в своем изменении ряд этапов: огонь воздух ветры-облака земля камни. Воздух, входя щий в вышеуказанный ряд, не тождественен с первоначалом. Воздух источник жизни и психических явлений. Земля плоский диск, парящий в воздухе. Боги отождествляются с Природой.
Вторым после Милета очагом древнегреческой философии в Малой Азии был город Эфес, родина философа Гераклита (ок до н.э.). Гераклит один из основоположников диалектики, учение которого является наиболее ярким выражением стихийной диалектичности древнегреческой философии
Основные положения учения Гераклита В основе всего существующего лежит огонь. Это первоначало, находящееся в вечном движении и изменении. Переходящее из одного состояния в другое, благодаря борьбе образующих его противоположностей, служит основой всего развития мира. Природа находится в процессе непрерывного изменения, а из всех природных веществ наиболее способен к изменению огонь. Поэтому «этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой Бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим» (фрагмент Гераклита). Вторым определяющим элементом мировоззрения Гераклита является утверждение о всеобщей текучести вещей, изменяемости. «Нельзя войти в одну и ту же реку дважды». «Мы входим и не входим в одну и ту же реку, мы те же самые и не те же самые» (фрагмент Гераклита). Все происходит по необходимости и из «противоположного обмена». Необходимость это всеобщий закон «логос», созидающий сущее из «противоположного движения», т.е. здесь Гераклит говорит о внутренне противоречивом потоке, тем самым подходя к диалектическому пониманию развития. Учение о потоке тесно связано с учением о переходе одной противоположности в другую, т.е. Гераклит вплотную подходит к постановке проблемы единства противоположностей. Обмениваясь друг на друга, противоположности становятся друг другу тождественными. Противоречие (борьба) является движущей силой всякого изменения и развития. Теория познания основывается на понимании взаимосвязи чувственного и рационального познания, а задача познания проникновение в сущность Природы в ее вечном изменении. Основа общности и истинности человеческого познания «логос», т. е. единство, всеобщность и непреложность миро вого порядка.
ПИФАГОРЕЙЦЫ - последователи Пифагора (2-я половина VI начало V ни. до п.».), древнегреческого философа и математика, основавшего в греческом городе Кротоне религиозный союз
Учения Пифагора Учение о числе как сущности мира. Переселение душ
ЭЛЕАТЫ представители Элейской философской школы, существовавшей в VIV вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Представители: Ксенофан ПарменидЗенони Мелисс
Основные положения философии элеатов Основателем этой школы принято считать Ксенофана. Он впервые поставил вопрос о происхождении богов. С его точки зрения, не человек – создание богов, а наоборот, боги – порождение человека, плод его воображения.