Понятие карьеры Карьера – успешное продвижение в том или ином виде деятельности (общественной, служебной, научной, профессиональной).
Виды карьеры Принято различать два основных вида карьеры: профессиональную и административную (внутри организационную).
Профессиональная карьера Это процесс постоянного накопления и приумножения человеческого капитала на протяжении всей трудовой жизни работника.
Внутриорганизационная карьера Внутриорганизацио нная карьера – это последовательная смена работником стадий использования человеческого капитала в одной организации.
Управление деловой карьерой - мероприятия, проводимые кадровой службой, по планированию, организации, мотивации и контролю служебного роста работника, исходя из целей, потребностей и возможностей организации и самого работника. Управление карьерой
Принципы управления карьерой 1. Хотя в управлении карьерой заинтересован и работник, и организация, инициатором должна выступать организация. Одним из главных условий успешного управления карьерой со стороны организации должно быть обязательное участие, включение каждого сотрудника в управление его карьерой (в той или иной степени). 2. Управление карьерным процессом должно быть комплексным, т.е. принимать во внимание и, по мере возможности, воздействовать на многочисленные факторы, связанные и с личностью работника, и с организацией. 3. Среди закономерностей карьерного развития важно знать особенности характера его протекания в зависимости от возраста менеджера, стажа его работы в организации или в определенной должности. Это позволяет не только рационально использовать периоды подъема человеческой активности, но и прогнозировать точки и периоды кризисов.
Принципы управления карьерой (продолжение) 4. Необходимо предупреждать появление или смягчать протекание кризисов, связанных с противоречием между возросшими возможностями менеджера и требованиями старой должности, с началом, серединой и концом карьеры, кризисов общего развития человека (пример: кризис среднего возраста). 4. Необходимо предупреждать появление или смягчать протекание кризисов, связанных с противоречием между возросшими возможностями менеджера и требованиями старой должности, с началом, серединой и концом карьеры, кризисов общего развития человека (пример: кризис среднего возраста). 5. В организации должна быть создана общая ценностная установка, определяющая порядок и содержание решений по развитию и продвижению управленческих кадров, то есть карьерная стратегия. 6. Управление карьерой требует привлечения определенных человеческих, временных и финансовых ресурсов. Однако при понимании управления карьерой как стратегического процесса становится ясно, что затраты, необходимые для обеспечения этого процесса, являются долгосрочными инвестициями в персонал как в важнейший ресурс. Экономия средств и времени в данном случае приносит больше вреда, чем пользы.
Этапы карьеры Возрастной период Краткая характеристика Особенности мотивации Предварительный До 25 лет Подготовка к трудовой деятельности, выбор области деятельности Безопасность, социальное признание Становление До 30 лет Освоение работы, развитие профессиональных навыков Социальное признание, независимость Продвижение До 45 лет Профессиональное развитие Социальное признание, самореализация Завершение После 60 лет Подготовка к переходу на пенсию, поиск и обучение собственной смены Удержание социального признания Пенсионный После 65 лет Занятие другими видами деятельности Поиск самовыражения в новой сфере деятельности
Рекомендации по самоуправлению карьерой Существует ряд рекомендаций управления своей деловой карьерой: 1. Не теряйте времени на работу с безынициативным, неперспективным начальником; 2. Расширяйте свои знания, приобретайте новые навыки; 3. Готовьтесь занять более высокооплачиваемое место, которое скоро станет вакантным; 4. Познайте и оцените людей, важных для Вашей карьеры; 5. Составляйте план на сутки и на неделю; 6. Помните, что все в жизни меняется; важно оценить эти изменения; 7. Никогда не живите прошлым; 8. Не допускайте, чтобы Ваша карьера развивалась значительно быстрее, чем у других; 9. Увольняйтесь, как только убедитесь, что достигнут предел карьеры; 10. Думайте об организации как о рынке труда; 11. Надейтесь в поисках новой работы прежде всего на себя.