Выполнила: Студентка Субханкулова О. Ф. г. Коркино 2018 г.
Воображение это процесс создания человеком новых, преображённых образов на основании ранее воспринятых реальных объектов и явлений. Для работы воображения нужен чувственный опыт, воображение всегда имеет связь с реальностью. Воспроизведение в сознании образов ранее воспринятого область памяти Преобразование в сознании образов ранее воспринятого, их творческая переработка и создание на их основе новых оригинальных образов область воображения
Для возникновения нового образа необходимо: детерминированность ранее образованных систем нервных связей характером ранее воспринятых предметов распад систем этих нервных связей диссоциация образование новых соединений нервных связей бисоциация (момент неожиданного столкновения идей, образов, которые лежат в совершенно разных плоскостях и обычно не пересекаются; условием для возникновения бисоциации является нестереотипное мышление) Воображение развивается с помощью трудовой деятельности и обретает мастерский уровень при творческой деятельности.
Механизмы процесса воображения расположены как в коре больших полушарий головного мозга, так и в подкорковых центрах, в частности, в гипоталамо-лимбической системе. Воображение связано с эмоциональной сферой человека, именно поэтому воображаемые образы способны влиять на функционирование организма. идеомоторный акт акт, при котором отчетливое представление о каком-либо движении вызывает у человека само это движение, которое, как правило, не контролируется ни органами чувств, ни сознанием ятрогения состояние, при котором у человека возникает болезнь из-за боязни заболеть, когда кто-то сказал ему, что он болен
моделирование конечного результата деятельности, в данном случае плод воображения это мечта создание программ поведения и реагирования в условиях неполной информации представление действительности в образах создание принципиально новых, оригинальных образов, не имеющих прямых аналогов в действительности, то есть, собственно, творчество регуляция эмоционального состояния человека регуляция познавательных процессов
По уровню сознательности непроизвольное (динамика преобразования образов пущена на самотек, к такому виду воображения относятся и сновидения) произвольное (образы преобразуются в соответствии с целями, которые ставит себе сознательная творческая деятельность человека)
По характеру продуктивности творческое (создание новых образов) репродуктивное (воспроизведение и освоение образов и идей, созданных другими) По характеру образов абстрактное (оперирование обобщенными, типизированными образами, символами, схемами и т.п.) конкретное (оперирование единичными, вещными, конкретизированными образами)
По содержанию деятельности: научное техническое и т.д. мистическое художественное живописное музыкальное конструктивное
агглютинация сочетание качеств, свойств, частей разных предметов в более или менее необычных комбинациях аналогия новый образ похож на реально существующий объект, но в нем проектируется принципиально новая модель явления или факта
акцентуированные подчеркивание определённых черт предмета, которые становятся доминирующими на фоне других литота и гипербола уменьшение или увеличение характеристик образа
типизация выделение значимого в однородных фактах и его воплощение в конкретных образах схематизация преуменьшение различий, акцент на подобии В воображении заключена тенденция к иносказанию. Все средства выразительности, которыми пользуется литературное творчество, служат проявлением преобразующей деятельности воображения. Метафоры, олицетворения, гиперболы, антитезы, литоты – это все приемы, которыми так акцентуируется тот или иной аспект в образе, что весь он преобразуется. Все основные литературные приемы отражают в переработанном, стилизованном виде те преобразования, которыми пользуется воображение.
Упражнения для развития творческого воображения I упражнение. Найдите глазами какую-нибудь вещь, которая бы находилась приблизительно на уровне взгляда в двух-трех метрах от вас. Это может быть чашка, карандаш, блокнот или ваза с цветами. Закрыв глаза, представьте, что вы находитесь в пустом ярком и светлом пространстве: представляйте это в течение пяти минут. Затем внезапно откройте глаза, и пять минут смотрите на выбранный вами предмет. Ни в коем случае не думайте о предмете, взгляд должен как бы проходить сквозь предмет. После этого снова зажмурьтесь и представляйте выбранную вами вещь в окружении яркого и светлого пространства, в течение пяти минут. Такое упражнение необходимо повторить до восьми раз, выполняя его в спокойной обстановке, без излишнего напряжения.
I! упражнение. Вообразите перед собой большое и сочное яблоко. Начните крутить его влево или вправо, куда вам удобнее. Представляйте, что оно вылетело из вашего мозга и продолжает летать по квартире. Мысленно остановите полет яблока и поместите его напротив ваших глаз. Представьте себя червячком и попытайтесь проникнуть внутрь яблока, осмотреть его изнутри, прочувствовать себя в нем. Посмотрите на себя со стороны взглядом червячка: вы можете рассматривать не только свое туловище, но и окружающую вас обстановку, стены, интерьер. Однако помните, что это должен быть именно взгляд со стороны. Контролируйте себя. Если в какой-то момент вы почувствуете, что не владеете ситуацией, немедленно откройте глаза.
Дорисуй линии и фигуры так, чтобы получился волшебный лес со своими обитателями.
Посмотри, как можно, соединяя точки, сделать рисунок. Попробуй нарисовать что- нибудь сам, соединяя точки.