Выпонил ученик 10 А класса Рубан Артем
ПОСЛЕ ЗАВОЕВАНИЯ КРЕПОСТИ АЗОВ БОЯРСКАЯ ДУМА ОБСУДИЛА РАПОРТ ПЕТРА I ОБ ЭТОМ ПОХОДЕ И РЕШИЛА НАЧАТЬ СТРОИТЕЛЬСТВО ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА 20 ОКТЯБРЯ 1696 ГОДА. ЭТА ДАТА СЧИТАЕТСЯ ОФИЦИАЛЬНЫМ ДНЕМ РОЖДЕНИЯ РЕГУЛЯРНОГО ВОЕННО- МОРСКОГО ФЛОТА РОССИИ, КОРАБЛИ КОТОРОГО БЫЛИ ПОСТРОЕНЫ НА ВЕРФЯХ ВОРОНЕЖСКОГО АДМИРАЛТЕЙСТВА.
АЗОВСКАЯ ФЛОТИЛИЯ НАМЕРЕВАЯСЬ УТВЕРДИТЬ РОССИЙСКУЮ ВЛАСТЬ НА БЕРЕГАХ АЗОВСКОГО МОРЯ, ПЁТР РЕШИЛСЯ ОВЛАДЕТЬ ТУРЕЦКОЙ КРЕПОСТЬЮ АЗОВ, ЗАПИРАВШЕЙ ВЫХОД ИЗ ДОНА. ПОКОРЕНИЕ ЭТОГО ПУНКТА И ДАЛЬНЕЙШЕЕ РАСПРОСТРАНЕНИЕ ЗАВОЕВАНИЙ ПО МОРСКОМУ ПРИБРЕЖЬЮ ТРЕБОВАЛИ ПОСТОЯННОГО ПРЕБЫВАНИЯ В ТЕХ МЕСТАХ ФЛОТА; А ПОТОМУ ЦАРЬ ВЕЛЕЛ СТРОИТЬ СУДА НА РЕКЕ ВОРОНЕЖ, БЛИЗ ВПАДЕНИЯ ЕЁ В ДОН. НЕУДАЧА 1-Й АЗОВСКОЙ ОСАДЫ (1695 ГОД), НАЧАТОЙ БЕЗ ФЛОТА, ЕЩЁ БОЛЕЕ ПОКАЗАЛА НЕОБХОДИМОСТЬ ЕГО, И ПОЭТОМУ РАБОТЫ НЕ ПРЕКРАЩАЛИСЬ ДАЖЕ В НАЧАЛЕ ЗИМЫ, ОТЛИЧАВШЕЙСЯ В ТОТ ГОД НЕОБЫЧАЙНОЮ СУРОВОСТЬЮ. БЛАГОДАРЯ ЭНЕРГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ВОЗБУЖДАЕМОЙ ПРИСУТСТВИЕМ САМОГО ЦАРЯ, К ВЕСНЕ 1696 ГОДА ПОСТРОЕНО ДВА КОРАБЛЯ, ИЛИ [ПРАМ]А, ДВА ГАЛЕАСА, 23 ГАЛЕРЫ И 4 БРАНДЕРА. ГЛАВНЫМ НАЧАЛЬНИКОМ ЭТОГО ФЛОТА, В ЗВАНИИ АДМИРАЛА, НАЗНАЧЕН ЛЕФОРТ, А ПОСЛЕ НЕГО ГЕНУЭЗСКИЙ УРОЖЕНЕЦ ДЕ ЛИМА И ФРАНЦУЗ ДЕ ЛОЗЬЕР. НА НИХ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО БЫЛ ВОЗЛОЖЕН НАДЗОР ЗА КОРАБЛЕСТРОЕНИЕМ. ГАЛЕРЫ, СКОЛЬКО ИЗВЕСТНО, ПОСТРОЕНЫ ПО МОДЕЛИ, ВЫПИСАННОЙ ИЗ ГОЛЛАНДИИ, А КОРАБЛИ, ИЛИ ПРАМЫ, БЫЛИ НЕ ЧТО ИНОЕ, КАК ПЛОСКОДОННЫЕ ЯЩИКИ О 2-Х МАЧТАХ, ВООРУЖЕННЫЕ КАЖДЫЙ 44 ОРУДИЯМИ. ЭТИ НЕПОВОРОТЛИВЫЕ МАССЫ НАЗНАЧАЛИСЬ НЕ ДЛЯ ПЛАВАНИЯ В ОТКРЫТОМ МОРЕ, А ДЛЯ ДЕЙСТВИЯ ПО БЕРЕГОВЫМ УКРЕПЛЕНИЯМ, И ТАК КАК ПРОВОД ИХ ПО МЕЛКОВОДНОМУ И ИЗВИЛИСТОМУ ВЕРХОВЬЮ ДОНА БЫЛ СОПРЯЖЕН С БОЛЬШИМИ ЗАТРУДНЕНИЯМИ, ТО ИХ РАЗОБРАЛИ И СУХИМ ПУТЕМ ВЕЗЛИ ДО ЧЕРКАССКА, ГДЕ ВТОРИЧНО СОБРАЛИ И СПУСТИЛИ НА ВОДУ. ФЛОТИЛИЯ ЭТА, НАХОДЯСЬ ПРИ ВТОРИЧНОЙ ОСАДЕ АЗОВА, НЕМАЛО СОДЕЙСТВОВАЛА ПОКОРЕНИЮ КРЕПОСТИ. УБЕЖДЕННЫЙ ОПЫТОМ В ПОЛЬЗЕ ФЛОТА, ПЁТР НАЗНАЧИЛ В ТЕЧЕНИЕ 1697, 1698 И 1699 ГОДОВ. ПОСТРОИТЬ ЕЩЁ 55 КОРАБЛЕЙ И ФРЕГАТОВ И 11 БОМБАРДИРНЫХ СУДОВ И БРАНДЕРОВ; НО ТАК КАК СРЕДСТВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ КАЗНЫ НА ЭТО НЕ ХВАТАЛО, ТО ИЗДЕРЖКИ ПО СООРУЖЕНИЮ БОЛЬШЕЙ ЧАСТИ ЭТИХ СУДОВ ОН РАЗЛОЖИЛ НА ДУХОВЕНСТВО (НАЧИНАЯ С ПАТРИАРХА), БОЯР И ГОРОДСКИХ ОБЫВАТЕЛЕЙ. ВМЕСТЕ С ТЕМ ПРИСТУПЛЕНО К УСТРОЙСТВУ ТАГАНРОГСКОЙ ГАВАНИ.АЗОВСКОГО МОРЯКРЕПОСТЬЮГАЛЕАСАГАЛЕРЫБРАНДЕРААДМИРАЛАФРЕГАТОВБОМБАРДИРНЫХ СУДОВ
В 1702 ГОДУ 22 ЯНВАРЯ ПОСЛЕДОВАЛ УКАЗ ГОСУДАРЯ О ПОСТРОЙКЕ 6-ТИ 18- ПУШЕЧНЫХ КОРАБЛЕЙ НА РЕКЕ СЯСИ «В ОБОРОНУ И НА ОТПОР ПРОТИВ НЕПРИЯТЕЛЬСКИХ СВЕЙСКИХ ВОЙСК». В 1703 ГОДУ, 24 МАРТА, БЫЛИ ЗАЛОЖЕНЫ В ЛОДЕЙНОМ ПОЛЕ НА РЕКЕ СВИРИ В ОЛОНЦЕ: ПЕРВЫЙ ПАРУСНЫЙ ФРЕГАТ БАЛТИЙСКОГО ФЛОТА «ШТАНДАРТ», 2 ГАЛИОТА, 5 БУЕРОВ И 2 ШМАКА. ПОСТРОЙКА ВЕЛАСЬ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО РУССКИМИ МАСТЕРОВЫМИ, ПОД РУКОВОДСТВОМ КОРАБЕЛЬНЫХ МАСТЕРОВ-ИНОСТРАНЦЕВ. В 1703 ГОДУ В МАЕ МЕСЯЦЕ КАПИТАН БОМБАРДИРСКОЙ РОТЫ ПЁТР В УСТЬЯХ НЕВЫ С 30 ЛОДКАМИ ВЗЯЛ НА АБОРДАЖ 2 ШВЕДСКИХ СУДНА С 17 ПУШКАМИ. ЭТО БЫЛО ПЕРВОЕ ДЕЛО ЗАРОЖДАВШЕГОСЯ ПЕТРОВСКОГО ФЛОТА. ПЁТР И ПОРУЧИК МЕНЬШИКОВ БЫЛИ НАГРАЖДЕНЫ ЗА НЕГО ОРДЕНОМ СВ. АНДРЕЯ, ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ПОЛУЧИЛИ МЕДАЛИ С НАДПИСЬЮ «НЕБЫВАЕМОЕ БЫВАЕТ». ВСКОРЕ ПОСЛЕ ЭТОЙ ПОБЕДЫ БЫЛ ЗАЛОЖЕН ПЕТЕРБУРГ. СЮДА И БЫЛИ ПРИВЕДЕНЫ ИЗ ОЛОНЦА ФРЕГАТ «ШТАНДАРТ» И НЕСКОЛЬКО МЕЛКИХ СУДОВ. ЗИМОЙ ТОГО ЖЕ ГОДА НА ОСТРОВЕ КОТЛИНЕ БЫЛА ЗАЛОЖЕНА КРЕПОСТЬ КРОНШЛОТ. ДЛЯ КОМАНДОВАНИЯ ВНОВЬ ПОСТРОЕННЫМИ СУДАМИ ПЕТР ПРИГЛАСИЛ ГОЛЛАНДЦА КОРНЕЛИУСА КРЮЙСА, КОТОРЫЙ ВСТУПИЛ В СЛУЖБУ В ЗВАНИИ ВИЦЕ-АДМИРАЛА. КОМАНДИРЫ СУДОВ, А ТАКЖЕ БОЛЬШИНСТВО ОФИЦЕРОВ БЫЛИ ИНОСТРАНЦЫ, ГЛАВНЫМ ОБРАЗОМ ГОЛЛАНДЦЫ. В 1704 ГОДУ В ПЕТЕРБУРГЕ НАЧАТО СООРУЖЕНИЕ ОБШИРНОГО АДМИРАЛТЕЙСТВА. С 1704 ГОДА ФЛОТ ПРИНИМАЕТ ЭНЕРГИЧНОЕ УЧАСТИЕ В ОБОРОНЕ ПЕТЕРБУРГА, ГДЕ ШЛА ДЕЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО ПОСТРОЙКЕ СУДОВ НА ТОЛЬКО ЧТО ЗАЛОЖЕННОЙ ВЕРФИ, НА МЕСТЕ НЫНЕШНЕГО ГЛАВНОГО АДМИРАЛТЕЙСТВА. НА ПЕРВЫХ ПОРАХ РОЛЬ ФЛОТА БЫЛА ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ. В 1705 ГОДУ НАША ЭСКАДРА ПОД НАЧАЛЬСТВОМ ВИЦЕ-АДМИРАЛА КРЮЙСА, СТОЯ НА ЯКОРЕ ЗА БОНАМИ У КРОНШЛОТА, В СОСТАВЕ 8 ФРЕГАТОВ 24- ПУШЕЧНЫХ, 6 ШНЯВ 12-ПУШЕЧНЫХ, 7 ГАЛЕР И 2 БРАНДЕРОВ (ВСЕГО 226 ОРУДИЙ), ОТРАЗИЛА НАПАДЕНИЕ ШВЕДСКОГО ФЛОТА ИЗ 7 КОРАБЛЕЙ, 6 ФРЕГАТОВ И 9 ПРОЧИХ СУДОВ (ПОД НАЧАЛЬСТВОМ АДМИРАЛА АНКЕРСТЕРНА), ИМЕВШЕГО ОКОЛО 660 ОРУДИЙ; ПРИ ЭТОМ ШВЕДЫ ВЫСАДИЛИСЬ НА КОТЛИНСКУЮ КОСУ, НО БЫЛИ ОТБИТЫ С БОЛЬШИМ УРОНОМ ПОЛКОВНИКОМ ТОЛБУХИНЫМ. В 1705 ГОДУ ЭСКАДРЫ РУССКИХ КОРАБЛЕЙ ДОХОДИЛИ ДО ОСТРОВА ГОТЛАНДА И ГОРОДА БОРГО.ГАЛИОТАБУЕРОВБОМБАРДИРСКОЙ РОТЫАБОРДАЖКРОНШЛОТВИЦЕ-АДМИРАЛАОФИЦЕРОВЭСКАДРАВИЦЕ-АДМИРАЛАПОЛКОВНИКОМ
Стремление русского государства к проведению активной внешней политики в середине 18 века требовало возрождения Российского флота, пришедшего в упадок после смерти Петра I. «Значительное усиление России немыслимо без действий Русского военно-морского флота» - эти слова Екатерины II блестяще подтвердила история. Во второй половине 18 века Россия вела ожесточенную борьбу за выход в Черное и Средиземное моря, а также укрепляла свои позиции на Балтийском море. Поэтому численный состав флота в этот период его развития в основном определялся двумя факторами: угрозой со стороны Турции на юге и Швеции - на Балтике. В законодательном порядке количественный и качественный состав флота определялся Штатным положением, разрабатываемым Адмиралтейств - Коллегией и утверждавшимся главой государства.
Галера построена в начале 1696 года в Воронеже по голландскому образцу, 2 апреля того же года вместе с двумя другими однотипными судами была спущена на воду. Длина - 38, ширина - 6 метров, высота от киля до палубы - около 4 м. В движение приводилась 34 парами весел. Численность экипажа - до 170 человек. Имела на вооружении 6 пушек. По типу «Принципиума», лишь с некоторыми изменениями, было построено еще 22 судна для участия в Азовском походе Петра 1. 3 мая 1696 года «Принципиум» под командованием Петра 1 в голове отряда из восьми судов покинула Воронеж и после 12- дневного плавания под парусами прибыла в Черкесск. Во время этого перехода на ее борту Петром 1 был написан так называемый «Указ по галерам», явившийся прототипом «Морского Устава», в котором были оговорены дневные и ночные сигналы, а также указания на случай боя. 27 мая это судно в составе флота впервые вышло в Азовское море, а в июне участвовало в блокаде с моря осажденной русскими войсками турецкой крепости Азов, закончившейся капитуляцией ее гарнизона. По окончании боевых действий под Азовом галера была разоружена и поставлена на Дону недалеко от крепости, где впоследствии за ветхостью была разобрана на дрова. В документах того времени чаще встречалась под наименованиями «Его высочества» и «Кумондера».
Самым лучшим линейным кораблём времён Петра I по праву считается корабль «Ингерманланд». Чертежи судна составлялись самим царём, а постройку он доверил знаменитому мастеру корабельных дел Ричарду Козенцу. С ним русский государь познакомился будучи в Англии, и разглядев потенциал мастера – предложил ему перебраться в Россию и заниматься постройкой военных судов.
СОЗДАНИЕ ФЛОТА ПЕТРОМ 1 НА НОВЫЙ ЛАД Если пытаться выстроить правильную цепочку тех далеких событий, то флот Петра 1 был построен только после того, как царь собственноручно уничтожил все старые корабли! Справедливости ради, следует отметить, что среди уничтоженных кораблей, практически не было военных, но другие корабли (торговые и рыболовные) были очень хорошего качества и отлично подходили для плаванья в северных водах. Многие из них доплывали до берегов Англии и Персии, что лишний раз свидетельствует об их качестве.
Кораблестроение на западе, прежде всего, в Голландии и Англии было на порядок выше, чем в России. Но их корабли строились по специальной технологии, которую разрабатывали веками, и они предназначались для плавания в нейтральных и южных водах. Кроме того отличие заключалось в том, что корабли, например, Голландии были более маневренными и скоростными. Казалось бы, правильно все делал Петр 1, флот которого строился по западным образцам. Не все так однозначно. Бусы (это основные русские корабли, который были более пузатые, но и более легко ловили даже легкий ветер) в Азии полностью покорили Индийский океан и были на вооружении до конца 18 века.
Такие корабли Петр 1 уничтожил полностью. Все, что веками строилось его предшественниками, он уничтожил в один момент. Такое поведение весьма свойственно для Петра, и о его причинах мы поговорим в другой статье. Сейчас же необходимо отметить, что уничтожив флот, русский правитель начал его выстраивать заново, на голландский и английский манер. Вот тут мы и подошли к сути повествования. Флот Петра 1 не был таким великолепным, как об этом принято писать. Многие историки и вовсе говорят, что строил царь «подобие флотилии». Почему? Ответ кроется в технологии. В Англии, например, процесс постройки корабля очень щепетильный и заключается в следующем:
Выбор правильной породы древесины и ее тщательная сушка. Пропитывание древесины специальной смолой, которая защищает корабль от порчи в результате постоянного нахождения в воде. Эти 2 очень простых правила, но они содержат секрет того, почему западные страны строят такие хорошие корабли. Основы этих правил русский царь постиг в результате великого посольства, но в тонкости технологического процесса его, естественно, никто не посвящал! В результате спешное строительство нового русского флота привело к явному нарушению всей технологии. Древесина не просушивалось должным образом (времени не было, флот был нужен в самые короткие сроки), а ее пропитка производилась совсем не тем составом, который для этого применялся в западных странах.
Вот и получается, что срок жизни тех знаменитых «чудо- кораблей», которые строил Петр 1 составлял всего 5-10 лет. После этого времени, из- за неправильного технологического процесса в момент строительства, флот просто гнил. Вот и получается, что образ создателя флота для Петра подходит мало, ведь он принял страну с сильными и действующими кораблями, а оставил после себя не более 10 полноценных кораблей, ни один из которых не сохранился даже до конца 18 века.
Подводя итоги вышесказанному, хочется вернуться к тому, с чего эта статья начиналась – Петр 1 по справедливости должен быть назван в исторических учебниках разрушителем флота, но никак не его создателем. Хотя, справедливости ради необходимо отметить, что сам царь пытался сделать из России великую морскую державу, но это было не в его силах. Флот Петра 1 был слаб и кроме одной победы над достаточно слабой Швецией, ничего не добился. Царь посчитал, что за год западного посольства постиг все тонкости кораблестроения, но это было не так. В результате Россия после Петра вовсе осталась без флота, и только через 100 лет началось новое строительство кораблей, которые строились по правильной технологии и действительно служили интересам государства.