Технологии в образовательном процессе при введении ФГОС 16 мая 2012 года
Исследования PISA Оценивается функциональная грамотность – способность применять полученные знания в различных (в том числе, внеучебных) ситуациях По читательской, математической, естественнонаучной грамотности Россия – на 40-ых местах из 65 стран-участниц исследования Школьные реформы гг. не изменили результатов российских школьников по исследованиям PISA
В 2009 г. новой информации было создано больше, чем за предыдущие лет. Объем новой технической информации удваивается каждые 2 года За 4 года обучения бакалавров их знания устареют дважды 10 наиболее востребованных профессий в 2010 г. не существовали в 2004 году МИР СТАЛ ДРУГИМ…
Главная задача ФГОС: создание социально-педагогической среды, способствующей формированию и развитию человеческого потенциала России, реализации социально-образовательных проектов, культурно-образовательных инициатив, созданию интеллектуальных образовательных сетей Основная цель образования - поддержание и развитие в человеке механизмов самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания.
Системно-деятельностный подход- результат объединения системного подхода ( авторы Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.) и деятельностного подходов (Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие другие). Деятельностный подход противостоит вербальным методам и формам догматической передачи готовой информации, монологичности и обезличенности словесного преподавания, пассивности учения школьников, наконец, бесполезности самих знаний, умений и навыков, которые не реализуются в деятельности.
Ведущие технологии: технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения информационные технологии здоровьесберегающие технологии
Технологии проблемного обучения Цель: актуализация и развитие качеств продуктивного мышления, развитие творческих способностей, формирование исследовательских навыков, поисковых процедур; стимулирование познавательных мотивов (интереса, осознание значимости знаний); развитие способностей к анализу, рефлексии. Алгоритм 1. Приемы для создания проблемной ситуации 2. Формулировка проблемы 3. Выдвижение гипотез 4. Поиск решения проблемы 5. Формулировка выводов. 6. Применение выводов на практике
Проблемно-поисковые технологии : Проблемное изложение Частично-поисковое обучение Проблемно-поисковое обучение Проблемно-исследовательское обучение Поэтапное формирование умственных действий на проблемной основе (по П.Я. Гальперину) Задачный метод (по Эльконину-Давыдову) Решение практических проблем (педагогика С.Ферне) Модель обучения на основе «мозгового штурма», критического мышления; Технология проектного обучения.
Технологии имитационно-моделируюшего обучения: Технология ситуативного обучения - создание личностно-ориентированной ситуации, в которой востребуется самостоятельное осмысление проблемы, «примеривание» решения к собственной деятельности Учебные игры – моделирование процесса исследования реальной или имитационной проблемной ситуации
Коммуникативно-диалоговые технологии Проблемная дискуссия Дискуссия –диалог Межгрупповой диалог(«аквариумное обсуждение») Дискуссия с игровым моделированием Направленный диалог Дискуссия на основе обмена мнениями в формах («круглый стол», «симпозиум», «конференция», «дебаты»)
Технология уровневой дифференциации «Лестница достижений» Технология «Портфолио»- инструмент самооценки собственного познавательного, творческого труда, рефлексии своей деятельности
«Если ученик в школе не научится сам ничего творить, то в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые бы, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений». Л.Н. Толстой