О СОБЕННОСТИ СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ПРОГРАММ С УЧЕТОМ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТЕЙ
О СНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОСТАВЛЕНИЯ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫХ ПРОГРАММ : 1. Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач. 2. Принцип единства коррекции и диагностики. 3. Принцип приоритетности коррекции каузального типа. 4. Деятельностный принцип коррекции. 5. Принцип учета возрастно - психологических и индиви дуальных особенностей клиента. 6. Принцип комплексности методов психологического воздействия. 7. Принцип активного привлечения ближайшего соци ального окружения к участию в коррекционной программе. 8. Принцип опоры на разные уровни организации психи ческих процессов. 9. Принцип программированного обучения. 10. Принцип возрастания сложности. 11. Принцип учета объема и степени разнообразия мате риала. 12. Принцип учета эмоциональной сложности материала.
В ИДЫ КОРРЕКЦИОННЫХ ПРОГРАММ Общая модель коррекции это система условий оптимального возрастного развития личности в целом. Она предполагает расширение, углубление, уточнение представлений человека об окружающем мире, о людях, общественных событиях, о связях и отношениях между ними и т. д. Типоваз модель коррекции основана на организации прак тических действий на различных основах ; направлена на овладение различными компонентами действии и поэтапное формирование различных действий. Индивидуальная модель коррекции включает в себя определение индивидуальной характеристики психического раз вития клиента, его интересов, обучаемости, типичных проблем ; выявление ведущих видов деятельности или проблем, особенностей функционирования отдельных сфер в целом, определение уровня развития различных действий ; составле ние программы индивидуального развития с опорой на бо лее сформированные стороны, действия ведущей системы для осуществления переноса полученных знаний в новые виды деятельности и сферы жизни конкретного человека.
С УЩЕСТВУЮТ СТАНДАРТИЗИРОВАННЫЕ И СВОБОДНЫЕ ( ОРИЕНТИРОВАННЫЕ НА НАСТОЯЩИЙ МОМЕНТ ) КОРРЕКЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ. В стандартизированной программе четко расписаны этапы коррекции, необходимые материалы, требования, предъявляемые к участникам данной программы. Перед на чалом осуществления коррекционных мероприятий психо лог должен проверить возможности реализации всех этапов программы, наличие необходимых материалов, соответствие возможностей, предъявляемых к участникам данной про граммы. Свободную программу психолог составляет самостоятель но, определяя цели и задачи этапов коррекции, продумы ваз ход встреч, намечая ориентиры результата достижений для перехода к следующим этапам психокоррекции.
Ц ЕЛЕНАПРАВЛЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА КЛИЕНТА ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ ЧЕРЕЗ ПСИХОКОРРЕКЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС, СОСТОЯЩИЙ ИЗ НЕСКОЛЬКИХ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ БЛОКОВ. К АЖДЫЙ БЛОК НАПРАВЛЕН НА РЕШЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ЗАДАЧ И СОСТОИТ ИЗ ОСОБЫХ МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ. Психокоррекционный комплекс включает в себя четыре основных блока : 1. Диагностический. 2. Установочный. 3. Коррекционный. 4. Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.