В первой четверти XIII в. Русь постигла национальная трагедия - вторжение орд монголо- татарских завоевателей. О нашествии кочевников, о разрушении городов, гибели населения, когда города лежали в развалинах, а «села... запустеша и ныне лесом зарастоша», рассказывают русские летописи, повести, жития, проповеди.
Нашествие хана Батыя на Русь Это произведение - шедевр древнерусской словесности, первая повесть в истории русской литературы. Композиция произведения двухчастная.
Центральный фрагмент повести связан с Евпатием Коловратом. Он - рязанский воевода и вместе с князем Ингварем Ингваревичем был в Чернигове. Услышав о нападении Батыя, он «с малою дружиною» поспешил к Рязани, но опоздал - «виде град разорен, государи побиты».
Автор «Повести о разорении Рязани Батыем» неизвестен. Но его мастерство донесло до нас и страшные картины уничтожения Рязани, и скорбь по погибшим, и веру в великое будущее Русской земли.
Многие исследователи считают фрагмент повести, связанный с Евпатием Коловратом, пересказом старинной былины о борьбе богатыря с захватчиками земли Русской. Это доказывают элементы устного народного творчества, которые присутствуют в повествовании (гиперболизация подвигов, анафора).
Тема произведения - это то, о чем говорится в произведении. Часто тема определена уже в названии, например, «Повесть о взятии Рязани Батыем». Сразу понятно, что речь пойдет о нашествии орды Батыя. Идею произведения определить сложнее, она формулирует то, что хотел сказать автор своим произведением.
Патриотизм - это любовь к Родине. Настоящий патриот всегда защищает свою землю. Это место дорого ему потому, что здесь он родился, воспринял традиции и язык, здесь жили его предки и сейчас живут соотечественники.