Презентацию подготовили ученицы 10 « А » класса Паутова Александра и Оралова Анастасия
« Берегись грубого и резкого, пусть тени ваши тают, как дым, как звуки дальней музыки » - Леонардо да Винчи Музыке Возрождения оказались совершенно чужды грубые и резкие звуки. Законы гармонии составили ее главную суть. « Девушка играющая на лютне.» Художник : Бартоломео Венето.
Пение и музицирование являлись одним из излюбленных сюжетов в творчестве многих художников. Да и а в жизни музыка звучала повсюду : на улицах и площадях, в домах горожан, во дворцах знатных вельмож и королей. Музыка, наряду с грамматикой, риторикой и поэзией, входила в так называемые « науки человеческие ». Велика была ее роль в нравственном воспитании общества. « Концерт Роберта » Художник : Никола Турнье
Ведущее положение по - прежнему занимала духовная музыка, звучавшая во время церковного богослужения. Главная цель музыки, как говорил один из ее теоретиков того времени, « услаждать Бога ». Основу музыкальной культуры составляли мессы, гимны и псалмы. Постепенно в сочинения церковных композиторов начинают проникать светские веяния. В многоголосную ткань церковных песнопений смело вводят темы народных песен вовсе не религи озного содержания. Но теперь это не противоречило общему духу и настроениям эпохи. Элемент алтаря в католическом кафедральном соборе Святого Бавона в бельгийском городе Гент. Художники : Хуберт ван Эйк, Ян ван Эйк
Наивысшего расцвета духовная музыка достигла в XV в. в Нидерландах. Здесь музыка почиталась больше других видов искусства. Нидерландские и фламандские композиторы первыми разработали новые правила полифонического ( многоголосного ) исполнения классический « строгий стиль ». Важнейшим композиционным приемом нидерландских мастеров стала имитация повторение одной и той же мелодии в разных голосах. Ведущим голосом стал тенор, которому поручалась главная повторяющаяся мелодия cantus firmus (« неизменный напев »). Ниже тенора звучал бас, а выше альт. Самый верхний, то есть возвышающийся над всеми, голос получил название сопрано. « Коронование Марии » Художник неизвестен
Одним из музыкальных шедевров композитора стала песня « Эхо », в которой мастерски были переданы далекие и тихие отголоски громких фраз хора. В эпоху Возрождения было положено начало профессиональному композиторскому творчеству. Орландо Лассо ( ок ) Музыка нидерландца Орландо Лассо соединяет импровизационность и безупречную логику. В излюбленный жанр мотета он внес множество новаторских приемов. Ему принадлежит Попытка освоить жанр « страстей » ( пассионов ). Лассо создал Пассионы ко всем четырем Евангелиям. В них отсутствовало сольное пение, а хор из пяти голосов открывал путь к жанру оперного искусства.
Его называют последним великим полифонистом. Работал в соборе св. Петра в Риме и был официальным папским композитором. Его искусство лишено чувственных страстей, полное гармонии и благолепия. Является ярчайшим представителем классической музыкальной школы Италии. Его наследие составляет множество произведений духовной и светской музыки : 93 мессы, 326 гимнов и мотетов. Он является автором двух томов светских мадригалов на слова Петрарки. Джованни Пьерлуиджи Палестрина ( )
В Германии были актуальны произведения духовной музыки на родном языке. Сам Мартин Лютер писал хоралы, предназначенные для исполнения всею религиозной общиной. Их простые мелодии обрели популярность в народе, и профессиональные композиторы в дальнейшем делали их многоголосные обработки. ( И. С. Бах ) Также были популярны жанры полифонической миниатюры : кондукт, мотет. В них могли вводиться тексты на родном языке. Хоровое пение было самым популярным видом музицирования. Элемент алтаря в католическом кафедральном соборе Святого Бавона в бельгийском городе Гент. Художники : Хуберт ван Эйк, Ян ван Эйк
Стали появляться светские хоровые жанры : Баллада ( танцевальная песня ), Шансон ( полифоническая песня ) и итальянский мадригал. Содержание лирическое и шутливое. Наиболее популярным жанром светской музыки стали мадригалы ( итал. madrig а l е песнь на родном языке ) многоголосные хоровые сочинения, написанные на текст лирического стихотворения любовного содержания. Основное настроение мадригала печаль, тоска и грусть, но встречались и радостные, оживленные сочинения. Картина Питера Брейгеля (Pieter Bruegel) " Свадебный танец "
Во второй половине 16 века начинается бурное развитие инструментализма. Разрастаются семейства струнных и духовых инструментов, расширяется их диапазон, распространяется светское и домашнее музицирование. Формируется инструментальная музыка как самостоятельный вид искусства. В это время появляются ряд инструментальных пьес, вариаций, прелюдий, фантазий, рондо, токкат. Среди музыкальных инструментов особой популярностью пользуются орган, клавесин, виола, различные виды флейт, а с конца 16 века - скрипка. Но особо следует сказать о лютне – старинном щипковом инструменте, наиболее полно воплотившем дух музыкального Ренессанса.
Завершается эпоха Возрождения возникновением новых музыкальных жанров : сольной песни, оратории и оперы. Если раньше центром музыкальной культуры был храм, то с этого времени музыка зазвучала в оперном театре. Декорации Театра Фарнезе Интерьер театра после реставрации
В конце 16 - начале 17 веков в Италии возник замечательный театр - комедия дель арте ( искусная комедия ). Такое название получил итальянский профессиональный театр, использовавший маски, пантомиму и буффонаду ( комическое преувеличение, карикатуры на персонажей и их действия ) и просуществовавший около 200 лет. Каждый актер выступал в определенной маске.
Маска – это образ актера, который он принимает, в котором он воплощает свою творческую индивидуальность. Актер играл одну и туже роль до глубокой старости. Одной из отличительных особенностей итальянской комедии масок была импровизированная игра актеров. Категории масок : Старики ( сатирические образы ); Слуги ( комедийные персонажи - дзанни ); Влюбленные ( образы, которых играли только молодые актеры ); Любовники и Любовницы. Спектакли комедии дель арте – это синтез актерского слова, акробатики, танцев, пантомимы, музыки и пения. Число масок велико ( более сотни ), каждая пользуется определенным диалектом.
Театральное искусство Возрождения достигло вершины в творчестве великого английского драматурга Уильяма Шекспира (1564 – 1616). Театр Шекспира органично соединил лучшие достижения античного и средневекового театрального искусства. Почти все произведения велико го драматурга были поставлены в Лондоне на сцене Театр Шекспира Уильям Шекспир ( ) публичного театра « Глобус », располагавшегося на южном берегу реки Темзы. В нем Шекспир стал основным создателем театрального репертуара, он же выступал в качестве режиссера - постановщика. Иногда сам драматург выходил на сцену, исполняя в спектаклях второстепенные роли ( призрака в « Гамлете », слуг в комедиях ).
Здание « Глобуса » было выстроено в 1599 г. и имело форму круглой деревянной башни с расширяющимся основанием. Театр окружал ров с перекинутыми через него мостками. У входных ворот стояли два столба с рекламными афишами. Над воротами возвышалась статуя Геркулеса, поддерживавшего на плечах небесную сферу со словами римского писателя Петрония : « Весь мир лицедействует ».
располагались музыканты. Но основная часть зрителей смотрела представление стоя на земляном полу в партере. Придворные и светские щеголи за высокую плату сидели прямо на сцене. ( Этот обычай позднее был отменен королевским указом.) После пожара 1613 г. театр был перестроен и стал восьмиугольным в плане. Он вмещал около полутора тысяч зрителей. Состоятельная публика занимала сидячие места в двух верхних ярусах галереи, а в нижнем
Сегодня театр Глобус – один из лучших английских и европейских театров. Каждый год перед началом сезона заново формируется труппа театра. В репертуаре - как бессмертные пьесы Шекспира, так и новые пьесы современных авторов. Ежегодно театр посещают приблизительно четверть миллиона человек. Большое количество копий и вольных интерпретаций « Глобуса » построено по всему миру, в том числе и в Москве и Новосибирске.
Спасибо за внимание !