Презентация на тему: «Философские и социокультурные подходы к актуализации проблемы взаимоотношений общества и образования).

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Понятие философии права ФИЛОСОФИЯ ПРАВА: область знания, связывающая философию и правовую теорию и практику; форма самопознания правовой деятельности.
Advertisements

Выполнила: Уланова Ксения, группа 2.2 Преподаватель: Пашков М. В., доцент СПбГУ, 2016.
Методология педагогики и ее уровни.. Понятие методология педагогической науки. Термин методология в научной лексике используется в нескольких смыслах:
Сущность воспитания и его теоретико- методологические основы.
Воспитание как педагогический процесс. Термин «воспитание» в традициях отечественной педагогики сохраняет все свои значения и может употребляться как.
Воспитание как педагогический процесс.
Ведущие парадигмы образования 1. Парадигмы образования Когнитивная Личностно-ориентированная Функцио-нацистская Культуро­логическая Парадигма это совокупность.
1. Провести углубленный анализ познавательной деятельности человека 2. Определить все составляющие познавательной деятельности 3.Рассмотреть ступени и.
Формирование нравственной культуры школьников в процессе уроков светской этики.
Семинар 1 Образование как социокультурный феномен Сиренко С.Н.
Социализация личности ребёнка социальный педагог МБОУ СОШ 36 Сторчевая А.А.
Педагогическая поддержка. Педагогика поддержки - деятельность педагога принципиально отличная от обучения и воспитания, но необходимо дополняющая их.
Образование как общественное явление и педагогический процесс. Общая характеристика пед. профессии Модуль 1. Учебный элемент 1. 2.
Человек, индивид, личность.. ЧЕЛОВЕК С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА Одно из специфических свойств человека- анализ самого себя Каков он человек?
«Место научной подготовки специалиста в новой образовательной парадигме» Выполнил: И.М. Пожарская, студент 2-го курса очной формы обучения экономического.
Дошкольная педагогика. Дошкольная педагогика как наука: предмет, основные понятия и функции Объектом педагогики выступают те явления действительности,
Преподаватель: Доцент Каковихина Светлана Ивановна ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА Новокузнецкий филиал Кафедра социально-гуманитарных.
Семинар 6 Образовательный проект как один из способов построения антропопрактики Дозморова Е.В.
Соотношение права и морали.. Мораль - это совокупность норм и принципов, регулирующих поведение людей с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого.
Развитие субъектной позиции учащихся на основе системы традиционных Российских ценностей Научно-методический семинар для участников Городской экспериментальной.
Транксрипт:

Презентация на тему: «Философские и социокультурные подходы к актуализации проблемы взаимоотношений общества и образования).

Философия образования как научная дисциплина и учебный предмет существует в мире уже несколько десятилетий.

В современную эпоху формирования информационной цивилизации на рубеже нового века и нового тысячелетия, проблемы образования, его настоящего и будущего становятся весьма актуальными. В последнее время активно развивается новая наука - философия образования. Что же связывает эти два понятия - философия и образование?

У философии и педагогики давние связи, более того, первые педагогические мысли и теории зарождались именно в русле философских концепций – достаточно вспомнить античную историю, средние века или эпоху Возрождения. Наиболее тесная область пересечения этих научных областей получила название философия образования. Попробуем рассмотреть эти понятия и научные дисциплины в их взаимосвязи.

Педагогика наука и искусство совершенствования человека и групп людей с помощью образования, воспитания и обучения.

Философия образования - область исследований общей теоретической проблематики, целей и ценностных оснований образования, принципов формирования его содержания и направленности. Философия образования рассматривает сущность и природу всех явлений в образовательном процессе: что такое образование само по себе (онтология образования); каким образом оно происходит (логика образования); каковы природа и источники ценностей образования (аксиология образования); каким бывает и каким должно быть поведение участников образовательного процесса (этика образования); какими бывают и какими должны быть методы содействия образовательному процессу (методология образования). Совокупности идей, составляющих основу того или иного целостного подхода к постановке дела образования, могут также рассматриваться отдельно (идеология образования).

Современная система образования в своих основных чертах сложилась под влиянием определенных философских и педагогических идей. Они были сформированы в конце 18 начале 19 веков Каменским, Песталоцци, Фребелем и,далее Гербартом, Дистервегом, Дьюи и другими основателями научной педагогики и в сумме образуют так называемую "классическую" систему или модель образования (школы). Хотя эта модель эволюционировала в течение двух столетий, в своих основных характеристиках она осталась неизменной.

Философия с самого начала своего возникновения и до наших дней стремилась не только осмыслить существование системы образования, но и сформулировать новые ценности и пределы образования.

Встает вопрос о соотношении философии образования и собственно философии. Естественно, строгое разграничение провести между ними нельзя. Смысл философии образования состоит в осуществлении философской рефлексии над теми особыми точками культуры, которые допускают свою интерпретацию в категориях образования человека. При этом философия образования выступает как философия жизни человека, приобщающегося к культуре, обретающего возможности для реализации своих сущностных сил.

Философия представляет собой особую форму знания. В ее рамках человек осуществляет аксиологическую рефлексию над собой, своим местом в мире.

Если культура является потенциальным средством реализации сущностных сил человека, то философия связана с самосознанием культуры.

Феноменологическое понимание образовательных процессов предполагает диалог философии и педагогики, в процессе которого формируется особого рода знание, обозначаемое авторами понятием «методологом образования»

1. феноменологииический подход в педагогике должен учитывать глубокие связи человека со всем живым. Способности личности к самоопределению через эстетико-поэтический, нравственный и рациональный смыслы уходят своими корнями в глубины жизни.

А традиционная педагогика, исходившая из противопоставления природы и культуры, оказывается витальной беспредпосылочной. Что же касается феноменологииической педагогики, то, как и другие науки о человеке, она должна найти доминанту в глубинах функционирования самой жизни. Педагог-феноменологии не склонен преувеличивать роль абстрактных теорий и делает ставку на рефлексивное осознание, воспитание и образование детей. Поэтому осмысление целей и задач образования может осуществляться только в целостном контексте жизни.

2. для современной педагогики важен индивидуальный жизненный генезис человека, в процессе которого происходит развитие его личностных качеств. Виртуальные жизненные силы кристаллизуются вокруг четырех уникальных человеческих центров – воображение, память, интеллект и воля. В концепции феноменологииии жизни определяющим является самоиндивидуализирующий характер жизни. Вопрос о том, как формирует и осуществляет духовный и телесный проект саморазвития тот или иной индивид и какое место в нем занимает учитель – один из важнейших в феноменологииической педагогике.. Это ориентирует современную школу на развитие личности в пространстве многообразия культур.

3. ключевой становится идея диалога учитель и ученик как уникальных, самобытных личностей.

Диалог – это средство и состояние самореализации и индивидуализации ребенка.

. Задача образования – помочь человеку выработать свою собственную позицию в жизни, стать субъектом взаимодействия в этой жизни, субъектом осуществления индивидуального Логоса жизни.

4. важным критерием феноменологииической педагогики является воспитание человека как субъекта поступка, как творца собственной жизни. Задача школы в том, чтобы, опираясь на индивидуальность ребенка, помогать ему приобретать ответственный опыт свободного поведения. Язык и мышление педагога-феноменологииа не когнитивный, а рефлексивны. Основные усилия он направляет на понимание и интерпретацию образа ребенка. Причем, он обращается непосредственно к индивидуальному ребенку и оказывает ему педагогическую помощь. В таком педагогическом диалоге общение всегда является личностным, особенным, конкретным, деликатным, открытым. Таким образом, педагогическая культура в пространстве феноменологииии – это не только культура отношения к самой жизни, но и культура выявления и развития самоиндивидуализирующего характера человека.

Требование - формировать нравственного ответственного человека. Сегодня оно становится в плане осмысления человеком нравственных реалий, добра и зла, своего места в жизни, познания, ответственности за природу, за судьбу культуры, близких и т.п. Нужно, чтобы образованный человек был готов и к испытаниям, иначе как он может способствовать преодолению кризиса культуры. Образование должно создавать условия для формирования свободной личности, для понимания других людей, для формирования мышления, общения, наконец, практических действий и поступков человека. Другое требование, важное для нашего времени, - понимание и принятие чужой культуры.

Перечисленные проблемы, число которых, конечно, можно умножить, наглядно поясняют, почему сейчас так важна философско методологическая и гуманитарная проработка идей образования, которая должна привести и к другой педагогической парадигме, и к новому пониманию образования, школы, человека.

ОБРАЗОВАНИЕ ИМЕЕТ ФИЛОСОФСКУЮ ПРИРОДУ.

Спасибо за внимание.