Успенский собор Пушмина Мария 10 «А»
Отправляясь на экскурсию в Московский кремль, нельзя обойти стороной старейшее здание Москвы и одну из величайших святынь России Успенский собор. На протяжении нескольких веков он служил духовным и политическим центром страны. Именно здесь венчали на царство и короновали императоров, оглашали государственные акты, возводили в сан епископов, патриархов и митрополитов.
Все началось в 1326 г., когда великий князь Иван Калита заложил на этом месте первый каменный собор в Москве. Но вскоре храм обветшал, а первая попытка перестроить его закончилась неудачей обвалился купол. Осуществил замысел итальянский архитектор Аристотель Фиораванти в гг., ход работ был с большой точностью отражен в летописях. За образец зодчий взял Успенский собор во Владимире, возведенный на три века раньше. Фиораванти повторил наиболее существенные его черты, но соединил их с элементами ренессансного архитектурного пространства. Здание отличается строгостью и лаконизмом, в тоже время не оставляя без внимания особенности древнерусского зодчества.
Особое внимание стоит уделить убранству храма. Многочисленные иконы и стенопись собора поистине величайшие произведения искусства мирового значения. Его внутренний облик определяют росписи гг. и грандиозный иконостас 1653 г. Перед ним расположены молитвенные места царя, царицы и патриарха. Привезенные в Москву из суздальского собора двери начала 15 века украшают храм на южной стороне, это древнейший памятник прикладного искусства.
На южных дверях храма золотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы. Во время Отечественной войны 1812 г. наполеоновские войска разграбили собор. Но во время ответных действий русским казакам все же удалось отбить у французов часть серебра из него впоследствии была выкована великолепная люстра, украшающая центральную часть храма. Революция 1917 г. превратила собор в музей. Его сотрудники при создании композиции старались максимально сохранить интерьер. Благодаря постоянным реставрационным работам, проводившимся в храме, удалось раскрыть практически все иконы и росписи, притом что научные реставрации в советское время там не проводились.